Художественные промыслы
Богатство
народных традиций
Богатство
народных традиций
Технологии и виды росписи, декоративно-прикладное искусство
Вятские народные промыслы и ремесла
Литье из гипса


Под влиянием времени

Ассортимент гипсовых изделий зависел от времени и заказчика, моды и местных возможностей, вкуса мастера.

Многие вещи выпускались в течение десятилетий, но появлялись и новые сюжеты, образы, композиции. Во второй половине XIX века очень популярны были отлитые из гипса архитектурные детали - кронштейны, подставки под цветы, розетки, рельефы, орнаменты, которыми декорировались фасады и интерьеры строящихся в Вятке домов.Нарасхват покупали и дешевые гипсовые копии модных фарфоровых и бронзовых статуэток, служивших украшением интерьера. Это были одиночные фигуры в рост, бюсты, группы фигур, животные разного размера. Также мастера-гипсовщики производили около ста видов алебастровых игрушек и детских кукол.

Изготовлением алебастровых игрушек наряду с глиняными в слободе Дымково занимались в основном женщины и дети с 10 лет.Сначала отливали игрушки партиями до четырех тысяч штук сразу, затем чистили и красили. Выполнение таких партий в течение осени-зимы могло повторяться несколько раз.

Уже во второй половине XIX века недостатком промысла считали механическое копирование с первых попавшихся моделей и образцов - гипсы и терракоты. Критика мечтала о собственных оригинальных произведениях вятских мастеров.

В 1872 году при музее Вятской публичной библиотеки открылась бесплатная мастерская гипсовых изделий"ввиду большого развития этой отрасли промышленности и для придания формам гипсовых изделий большей привлекательности" Занятия у 24 человек шли три раза в неделю. Мастерская содержалась на деньги от продажи сделанных вещей. Мастером был приглашен житель слободы Дымково талантливый скульптор-самоучка Илья Пенкин.

После ранней смери Пенкина его скульптуры были приобретены в музее. Туда же земские служащие стали привозить образцы для гипсовщиков из различных городов России - бюсты русских царей, писателей, композиторов, ученых, мифологические и библейские персонажи, с которых снимались формы и производился определенный тираж изделий.

К началу XX века у каждого хозяина гипсовой мастерской сформировались огромные коллекции моделей и форм, среди которых были и очень сложные. Это копии фарфора XVIII-XIX веков, скульптур русских и зарубежных художников, статуи, бюсты. Отливка фигур с этих моделей и их окраска были доведены до высочайшего уровня.




© artorbita.ru