Художественные промыслы
Богатство
народных традиций
Богатство
народных традиций
Технологии и виды росписи, декоративно-прикладное искусство
Вятские народные промыслы и ремесла
Вятское гончарство (керамика)


Вятские гончары



Официальные сведения о состоянии гончарного дела в Вятской губернии относятся к XIXеку. Промысел активно развивался.Изготавляемая деревенская керамика сохраняла средневековые черты, отличалась простотой, удобством и дешевизной. Основным материалам служила местная красная глина.

Исследователи выделяют некоторые отличительные оссобенности вятской керамики в трех больших регионах современной кировской области. Так, в Средней Вятке были распространены горшки с короткой шейкой и максимальным расширением верхней части тулова. В состав глиняного теста входил песок. На северо-западе, по-соседству с вологодскими и архангельскими землями, преобладала посуда чашевидной формы., где в глину добавляли мелко раздробленный кварцит. В Афанасьевском районе Кировской области до начала XX охранилась в изготовлении посуды древняя техника ленточного налепа, а также древний состав основного материала, где в глину добавлялись раковина и органика.

С 1865-1870 год в Орлове существовал фаянсовый завод М.А.Токарского, выпускающий белую и цветную глазурованную посуду. В 1880 годы в Шалеговской волости Орловского уезда работал завод купца М.А.Казаринова, где делалась посуда из привозной белой глины разных сортов.

Для деревенских мастеров-гончаров главным занятием всегда оставалось сельское хозяйство. Работа гончара длилась с октября по апрель. За сутки мастер мог изготовить от 10 до 30 горшков На базаре их можно было продать от 2 до 30 копеек за штуку. Ассортимент изделий был прост: подойница, кринка, корчага, горшок, чашка, масленка, банка, блюдце, рукомойник, мерник, квашонка, квасница, составные трубы для печи.

Посуда изготавлялась в основном трех видов: черная, лаковая (глазурованная и муравленая) и обварная.

Технология изготовления гончарной посуды состояла из нескольких этапов . Сначала отбирали и тщательно готовили глиняную массу. Красную глину заготавливали сами. А белую для декора покупали в Глазовском или Орловском уездах. Глину перебирали, удаляли ненужные примеси, месили в корыте с водой ногами и руками. Затем изготовленную на гончарном круге продукции декорировали, сушили и обжигали в русской печи в избе или в специальной печи на улице - горне.При изготовлении посуды использовали разные варианты украшения ,которые повышали стоимость изделий при продаже. Например, большим спросом населения пользовалась"лаковая" посуда. Для получения глазурованной посуды разного цвета мастер использовал металлические порошки и опилки: для красного цвета - свинец и медную окалину, для белого - свинец на белой глиняной поверхности, для зеленого - медную окалину. Эти порошки насыпались на высушенную и намазанную дегтем для лучшего прилипания поверхность изделий перед обжигом. Для получения так называемой муравленной блестящей посуды использовали перед обжигом крепкий раствор соли. Обварная техника декора получалась после опускания горячей, вынутой из печи посуды в "обвар", то есто разболтанную в воде ржаную муку в прокисшем состоянии с добавлением мела и пивных дрожжей. Запекшаяся мука создавала красивые случайные затеки, пятна, пузыри, а также делала крепче керамический сосуд. Черная задымленная поверхность изделий получалась при обжиге в коптящем пламени без доступа кислорода.

В начале XXека развитие промысла постепенно шло на убыль: появились жалобы на качество посуды, спрос на нее начал падать. Кроме того, возникла конкуренция с проникающей в деревню дешевой отечественной фаянсовой и фарфоровой посудой. Многие гончары стали уходить в отхожие промыслы : клали печи,делали кирпичи.

Для улучшения качества изделий мастеров Вятское губернское земство в конце XIX - начале XX века открыло учебные гончарные мастерские. Одной из первых в 1986 году была открыта такая мастерская в деревне Ситники Чепецкой волости Вятского уезда. В ней работало около 400 мастеров. В 1986 году работы гончаров этой мастерской были представлены на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Позднее такие учебные центры открылись в других уездах губернии. В курс обучения входило: овладение навыками работы на ножном гончарном круге, составление глазурей, обжиг. Учащимся выплачивали небольшое пособие.

С распадом многовекового уклада крестьянской жизни в начале XX века гончарный промысел угасает.




© artorbita.ru