Художественные промыслы
Богатство
народных традиций
Богатство
народных традиций
Технологии и виды росписи, декоративно-прикладное искусство
Распространенные народные промыслы
Гравировка
Технология гравировки

Успех гравировки во многом зависит от правильного оборудования рабочегно места. Резать можно за любым столом, лишь бы он был прочным, не качался. Важно правильное освещение, при устройстве которого необходимо соблюдаь три основных требования: свет должен быть мягким, освещение естественное, направление света спереди.

Выбирая металл для гравирования для начала лучше приготвить пластинки из листовой латуни, меди, мельхиора длиной до 100мм. и толщиной около 3мм. Ровные пластинки крепят на деревянные подкладки несколько большего размера расплавленным сургучом, размягченным пластилином, замазкой или гвоздиками заподлицо. Пластины шлифуют шкуркой, покрывают тонким слоем белой акварели, темперы или гуаши и наносят карандашный или переводной рисунок. Первые работы должны быть несложными, но учиться нужно, проводя не только прямые линии, но и кривые, а также окружности. Поэтому рекомендуется начать с простейших орнаментов.

Штихель берут в правую руку так, чтобы его ручка упиралась в ладонь, а большой и указательный пальцы крепко охватывали резец на расстянии 15-20мм. от носика. Остальные пальцы поддерживают штихель и его ручку сбоку и чуть снизу. Штихель надо держать крепко, но не слишком - так, чтобы чувствовать кистью малейшие изменения в положении резца. Главная задача резчика - чувствовать металл через резец.

Рисунок. Технология гравировки
Рисунок. Технология гравировки


Сверху: углы заострения штихеля: I - угол отрыва; II - угол заострения: а - для стали; б - для латуни; в - для меди
Снизу: схема работы плоским или полукруглым штихелем с подкладкой при объемной (глубокой) гравировке


Вначале делают маленькие круги, изменяя направление движения резца с переходом на каждый новый круг. Кисть правой руки продвигает штихель вперед, левая рука удерживает и поворачивает пластину навстречу резцу, большой палец правой руки направляет движение резца. Штихель вводят на нужную глубину в металл примерно под углом 40 град. к плоскости и быстро, опустив ручку вниз до угла отрыва (5-10 град.), начинают гравирование.

В процессе работы рука устает; поэтому, чтобы не терялся контроль над резцом, за один проход вначале режут линии длиной около 3мм.. При напряженной работе нужно периодически делать разминку пальцев, давать отдых глазам, а также проверять качество заточки резца. При объемном гравировании плоскими или полукруглыми штихелями целесообразно использовать подкладку.

Работа с подкладкй при объемной гравировке. Резец штихеля и большой палец правой руки опираются о подкладку, указательный и средний пальцы левой руки удерживают ее на пластинке. С опусканием ручки вниз срезается металл и штихель продвигается вперед.




© artorbita.ru