В старину литье из олова было основой художественного
промысла. Сегодня лишь отдельные художники кое-где
работают с оловом. Не так давно вновь обратились к этому
металлу чешские мастера бижутерии, порадовав знатоков и
широкий круг любителей украшений оригинальными
браслетами, брошами и другими изделиями.
Для художников-любителей, желающих попробовать свои силы
в литье, олово представляет собой благодатный материал.
Оно привлекает прежде всего своим красивым цветом,
сходным цветом серебра, технологичностью - низкой
температурой плавления, легкостью тонирования,
пластичностью, позволяющей легко гравировать, чеканить,
лепить паяльником, добавляя или отнимая металл.
В умелых руках с помощью несложного оборудования
серебристые слитки превращаются в
выразительные,`прекрасно передающие пластику миниатюрные
скульптуры, медали, броши, браслеты, запонки, булавки
для галстуков, в оригинальные рельефные или ажурные
пуговицы и др.
Ажурными или рельефными пластинами более крупного
размера можно украсить шкатулки, декорировать дверные
петли, ручки, замочные скважины. Пластины, наложенные на
фон из дерева или камня, могут служить самостоятельными
настенными украшениями. Наконец, из сборных деталей
изготавляют достаточн крупные вещи: фонарики, бра,
подсвечники, ларцы.
Оловянное литье легко дополняется разнообразной отделкой
- чеканкой, гравировкой, тонированием. Нередко изделие
украшают вставками перламутра, бисера, янтаря, цветного
стекла, камня, керамики. С той же целью применяют
холодную эмаль - эпоксидный клей, смешанный с пигментами
или художественными масляными красками.
Помимо художественной функции, ювелиры и
скульпторы-миниатюристы используют оловянное литье как
промежуточный этап для перевода оловянной мебели в
более вердый металл - серебро, бронзу, чугун мельхиор
или нержавеющую сталь. Олово дает возможность более
четко проработать мельчайшие детали, что недоступно
моделям из пластилина или воска. Навыки работы с оловом
позволяют в дальнейшем перейти к литью из более
тугоплавких металлов.
|