Сканый узор набирают из традиционных элементов,
сочетание которых позволяет создать разнообразные
орнаменты. Готовый элемент обрезают ножом на дюралевой
подкладке и наклеивают на рисунок, по которому он был
выгнут.
Начиная набор узора, выкладывают внешний контур, а затем
заполняют весь рисунок.
При создании сканого узора самой сложной операцией
является пайка, во время которой главное - не рассыпать
скурпулезно набранную мозайку.
Самый практичный способ крепления мозайки на время пайки
- гипсование. Наклеенный на бумагу набор мозаики
заформовывают в гипсовую пластинку, просушивают и паяют
со стороны бумаги, которую предварительно сжигают.
Формовочная смесь состоит из 5% борной кислоты, 45%
гипса, 50% мелкого кварцевого песка. Ее разводят водой
до кашицеобразного состояния и наносят на приклеенный к
бумаге набор слоем 3-4мм.
После пайки гипсовую пластинку-опоку кладут в воду, где
гипс разрушается. Припеченные бурой крошки гипса тойдут
при отбеливании в растворе 10-15 процентной серной
кислоты и чистке в воде мягкой щеткой.
Для пайки используют стандартные медно-серебряные
припои с содержанием серебра 40 или 70%. Можно работать
с припоями, не содержащими серебра, например,
медно-цинковыми, в которых боьшую часть (60-70%)
составляет цинк, остальное - медь.
Припой для сканых работ используют обычно ввиде опилок,
для чего его стачивают крупной насечкой напильника или
рашпиля в сборчный лоток. Опилки смешивают пополам с
бурой и этой смесью посыпают набор мозаики после
выгорании бумаги. После этого припой прогревают и
равномерно распределяют. Так получают плоские или
ажурные скани.
Объемная скань - это объемные изделия, которые выполняют
на болванке или по развертке - выкройке. Чаще всего
изготовляют полвинки изделия, которые затем спаивают.
Определенная сложность заключается в том, что паять
изделие нужно изнутри.
|