Все народные росписи можно разделить по технике исполнения на два основных вида: графические и живописные.
Графическая манера письма пошла от изографов, переписчиков книг, заимствовалась у смежных ремесел, таких, как резьба, ювелирное дело, вышивка.
К графическим относятся мезенская, печорская, устюжская и северодвинские росписи. Изысканную графику являет хохломская роспись "кудрина".
Суть графического письма точно определяется названием полх-майданской росписи: "цветы с наводкой".
То есть графика творится четкой контурной линией. К слову, тонкую острую кисточку, предназначенную для "наводки", в Хохломе называют "контурной".
Только после того, как рисунок проложен черной линией, он раскрашивается внутри, "заливается цветом".
Исключение, пожалуй, составляет Мезень, где прежде делается красный замалевок, а потом черным наводятся контуры и приписываются дополнительные элементы.
Живописные техники более распространены, чем графические. Самые явные среди них урало-сибирские, петрозаводская, городецкая росписи. Сюда же можно отнести и верховое хохломское письмо.
Технику народной живописи называют еще кистевой, маховой, мазковой. Именно мягкий, красочный мазок и составляет основу живописных росписей. Особенно живым и эффектным он бывает, если выполнен маслом, позволяя легко добиваться оттенков, переходов из цвета в цвет.
|