Художественные промыслы
Богатство
народных традиций
Богатство
народных традиций
Технологии и виды росписи, декоративно-прикладное искусство
Общая навигация
Орнамент


Слова "орнамент" и "декор" означают одно - украшение.

Орнамент не существует сам по себе, как самостоятельное искусство, вне связи с предметом. Он украшает уже существующий объект, разнообразит его рисунком и цветом.

Орнамент - это ритм, череда повторяющихся мотивов, называемых еще раппортами. Именно эта ритмичность, уравновешенность рождают рождают в нас чувства покоя и гармонии. Ведь все сущее упорядоченное ритмами - сезоны, сердцебиение, музыка, жизнь и смерть... Интересно отметить, что в более эмоциональных и духовных культурах Востока, Азии, России орнаментальное искусство достигло особых высот и имеет глубокие народные традиции. Эстетика Запада больше предпочитает чистые поверхности хорошего качества (мы говорим о народной традиции, поэтому не стоит примешивать к ней такие официальные стили, как барокко и рококо).

В русском декоративно-прикладном искусстве орнамент занимает очень важное место. Он пришел от равщиков - мастеров, специализировавшихся в написании растительности и орнамента в иконографии. Главный хохломской мотив - травка. И именно в силу специфики своего орнамента Хохлома является самой национальной росписью.

Прежде всего, в русских узорах преобладает мягкий, гибкий завиток, напоминающий то ли морозные узоры, то ли изобильную при обработке дерева стружку. Один из видов хохломского орнамента называется кудрина. Именно вокруг завитка компонуется орнамент и в других русских ремеслах - скани, резьбе по дереву и др. А орнаменты на лаковых шкатулках, на бортах жостовских подносов - это истинный триумф завитка.

Вообще в русском языке слова кудрявый и красивый, почти синонимы: кудряво говорит - значит красиво, кучерявый чубчик сводит с ума девушек. Даже химическая завивка стала национальной прической, видимо из-за своей кудрявости.

Во-вторых, благодаря завитку, бегущему по поверхности, орнамент кажется бесконечным. Не зря говорили в старину, что украшенная русскими мастерами поверхность "измечтана всею хитростию". Действительно, тем, кто не знает строя орнамента, никогда не догадаться, где начало его и конец. Интересно, что и русское кружево тоже соблюдает этот принцип - сколько б ни путала вилюшка, все равно вернется домой. Конечно, есть и простые узоры, состоящие из гибких завитков, но сам орнамент строится мотивами, сегментами, сцепляясь между собой. Но характерно для русского орнамента именно бесконечно виться.

В-третьих, русское узорочье напоминает поля под травушкой-муравушкой, извивы рек, отражая в себе, как и многие другие национальные орнаменты, родную природу.





© artorbita.ru