Под росписью по лакам понимают традиционную роспись изделий из древесины, папье-маше и металла.
Этот вид росписей представлен промыслами Федоскино, Мстеры, Холуя и Палеха.
Мастера этих промыслов, сохранив самобытную и традиционную технику живописи, заимствовали у федоскинцев процесс изготовления изделий из папье-маше.
До революции Палех, Мстера и Холуй являлись последними центрами, где теплились художественные традиции древнерусской живописи (иконописи).
В советское время, опираясь на художественные приемы традиционного ремесла, палехские, мстерские и холуйские художники создали принципиально новое искусство: иконографические каноны, сковывавшие их мысль и волю, отошли в прошлое, и освобожденное сознание бывших иконописцев получило широкий простор для проявления творческой фантазии.
Художник-палешанин заслуженный деятель искусств РСФСР И. И. Голиков в свое время говорил: "Художник должен своей кистью показать пролетариату красоту, дать ему отдых, полное наслаждение в жизни, как поет певец или играет музыкант".
Старый мастер подтверждал свои слова делом. Его "Красный пахарь", "битвы", "охоты", "тройки" (палехские "тройки") и иллюстрации к "Слову о полку Игореве" полны чарующей красочности, безудержной динамики и впечатляющей образности.
С одинаковой виртуозностью он расписывал и большие ларцы и крохотные бисерницы, на которых миниатюру можно рассматривать лишь в лупу.
Слава палешан разнеслась по всему миру. О Палехе были написаны книги.
Судьбою Палеха интересовались Максим Горький, Ромэн Роллан, Поль Вайян-Кутюрье.
На сложение традиций нового искусства Мстеры решающее влияние оказали старые мастера: Н. П. Клыков, А. Ф. Котягин, А. И. Брягин, И. Н. Морозов, И. А. Фомичев, Е. В. Юрин и др.
В лиричном, более живописном, чем в Палехе, искусстве Мстеры создаются произведения, в которых нашли отражение образы природы, бытовые сюжеты, сказочные и исторические темы, здесь пишут и орнаментальные композиции.
|