Художественные промыслы
Богатство
народных традиций
Богатство
народных традиций
Технологии и виды росписи, декоративно-прикладное искусство
Распространенные народные промыслы
Художественное литье
Объемное литье

С помощью объемного литья можно получить выгнутые рельефы, кольца и перстни с орнаментом по всему периметру, полнообъемные фигуры.

Технология объемного литья на примере изготовления художественного кольца. Работу начинают с создания пластилиновой модели. Кольцо задуманной формы лепят на стеклянной пробирке диаметрм 18-20мм. Из-за мягкости материала невозможно проработать все детали кольца. Всю мелкую доводку проводят в оловянной отливке.

Затем изготавливают литейную форму. Разведенный до густты сметаны гипс наносят в несколько слоев на модель. Первый слой-облицовочный, тлщиной 2-3мм. накладывают тнкой кисточкой. Острием кисточки заполняют все углубления в пластилине. Большими каплями гипс нельзя накладывать, так как между гипсом и моделью могут остаться пузырьки воздуха. Вторй слой большей тлщины наносят стеком, когда разведенный гипс уже начинает схватываться.

Затем на модель наращивают гипс так, чтбы скульптурное изображение было внизу, а литейная воронка вверху.. Когда форма схватится , ее помещают под струю теплой воды, чтобы размягчить пластилин. Когда пластилин размягчится, из формы легко вынимают стеклянную трубку. Затем под струей теплой воды стеком удаляют пластилин модели. Вынутую стеклянную трубку нужно заменить пустотелым гипсовым стержнем, который встанет на место трубки в блок-форме. Стержень делают так: ту же стеклянную трубку обертывают в два слоя мокрой писчей бумагой, бумажное кольцо сдвигают по трубке к ее донышку и в образовавшийся бумажный стаканчик до половины его объема наливают гипс. Через 1-2 минуты, когда гипс начнет схватываться, его разгоняют секом по стенкам и дну бумажного стакана, а затем заделывают гипсом верхнее отверстие. Полость в гипсовом стержне нужна будет при литье: в ней образуется тот запас расплавленного металла, где соберутся усадочные раковины. Готовый стержень под струей воды вставляют в отверсие формы, слегка поворачивая в обе стороны для притирки.

Гипсовую форму нужно снабдить системой литников и выпоров. Сначала сверлят литники в стержне, соединяющие его объем с наибольшим объемом формы. Затем стержень вставляют в форму и сверлят основной вертикальный литник между литейной воронкой и полостью стержня. Далее сверлят выпоры. Мокрая гипсовая форма настолько мягка, что литники и выпоры можно сверлить держа сверло прямо в пальцах. Сверлить литники и выпоры вполне можно и стеком, кончик которого имеет форму круглой лопаточки.

После сверления стержень нужно вынуть из формы и смыть остатки размельченного гипса. Промытый стержень окончательно вставляют в форму, а две кольцевые щели между стержнем и формой замазывают жидким гипсом.. Форма готова к сушке. Сушат блок-форму тщательно. Операция заливки олова в форму, а также все последующие идут в том же порядке, что и при барельефном литье.

Фигурки человека, животных и т.д. отливают в полнообъемные неразъемные формы. В этом случае модель лепят из мягкого пчелиного воска или режут из более твердого технического воска. Для изготовления модели берут металлический стержень и конец его окунают несколько раз в расплавленный воск, чтобы получилась булька - заготвка для лепки. В готовую модель перед формовкой втыкают два куска тонкой проволоки - они создадут каналы для выпоров. Литник образуется, когда вынимают металлический стержень.

Гипсовую форму изготавливают также, как описано выше. После отвердения ее выдерживают в кипятке, пока воск не растает и не выйдет по литнику и выпорам на поверхность воды.




© artorbita.ru