Художественные промыслы
Богатство
народных традиций
Богатство
народных традиций
Технологии и виды росписи, декоративно-прикладное искусство
Распространенные народные промыслы
Художественное литье
Кокильное литье

Еще древние литейщики пользовались кокильными формами и они были разъемными. Изготовляли их из обожженной глины, известняка и природного гипса - ангидрита. Такие формы были непрочными и служили недолго. Более долговечными оказались формы из природного шифера, змеевика, свинца и бронзы. С XV в. начали применять медь, а с XIX в. и по сей день пользуются формами из чугуна и стали.

В домашних условиях кокильные формы можно изготавливать из гипса или абразивных камней. Прочная гипсовая форма получается, если для замешивания гипса используют раствор из четырех объемов воды и одного объема насыщенного раствора буры.

При кокильном литье используют мраморный гипс. Есть два рецепта его изготовления. Первый: на четыре весовых части гипса добавляют одну часть буры и доводят водой до консистенции жидкой сметаны. Второй: гипс замешивают на растворе столярного клея. Клея в воду добавляют столько, чтбы пальцы лишь слегка склеивались. Добавки увеличивают время затвердения гипса.

Кроме гипсовых форм, можно использовать формы, изготовленные из абразивных камней и сланцевых камней. Объемное скульптурное изображение гравируют в их толще. Выпоры прорезают штихелем вокруг изображения и отводят их в сторны вверх. Для заливки олова в разъемных формах вырезают воронку.

К завершающим операциям по обработке деревянной отливки относятся доработка деталей штихелями и, если нужно, чеканка,гравирование и тонирование. Чеканку и гравирование выполняют обычными приемами. Тонирование - изменение цвета - существляется химическим способом. На поверхности металла образуется стойкая декоративная пленка, подчеркивающая форму изделия, его рельефность, смягчающая блеск чистого металла.

Для окрашивания олова в цвет старого черненого серебра на 100 мл. воды берут 5 г. медного купороса и 0.5 марганцово-кислого калия. Изделие помещают в раствор. Плотность чернения зависит от времени выдержки. А вот способ меднения: изделие натирают кашицей из 10 частей кристаллов медного купороса, 1 части хлористого аммония, 1 части поваренной сли, 2 частей мелкого песка и воды.




© artorbita.ru