История художественной обработки древесины
Народ, зная все ценные качества дерева, умело использовал в хозяйстве все его части. Так, берестой, которая не впитывает влагу, покрывали крышу, из полосок бересты шили чехлы для хранения плотницкого и счтолярного инструмента, чтобы предохранить его от ржавления, делали всякие туески для хранения продуктов питания, на бересте писали знаменитые новгородские грамоты. Из капо-корня - наплыва на корнях лиственных пород деревьев, обладающего твердостью, упругостью и редкой красотой природного рисунка текстуры, изготовляли тонкостенную посуду. Из хорошо гнущегося ивового прута плели большие и маленькие корзины, люльки.
Существовали различные способы художественной обработки древесины, но самым распространенным была резьба. Резьбой украшали архитектурные сооружения, мебель, поделки и предметы быта. Резьбу по дереву использовали и в других ремеслах.
При отделке тканей способом набойки, то есть ручным печатанием краской по ткани применяли манеры - деревянные доски с вырезанным узором. Керамические плитки с рельефным узором изготовляли с помощью деревянных форм. Деревянные печатные доскиприменяли для приготовления пряников. Разнообразны крестьянские прялки, украшенные резьбой или резьбой с росписью.
Наряду с резьбой для художественной отделки применяли и другие способы - роспись, мозаику, которые иногда совмещали. Русские мастера художественной обработки древесины обладали неисчерпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждой работе - от величетвенного храма до деревянной ложки - создавать подлинные произведения искусства.
Изготовление резных изделий требует определенных знаний о дереве, его свойствах, качестве, применении и обработке. Все древесные породы делятся на мягкие, средние и твердые.
МЯГКИЕ ПОРОДЫ - не оказывают сильного сопротивления резцу и наиболее благоприятны для резьбы.
СРЕДНЕЙ ТВЕРДОСТИ ДРЕВЕСИНА - может оказаться и мягкой и твердой, в зависимости от условий произрастания.
ТВЕРДЫЕ ПОРОДЫ ДРЕВЕСИНЫ - самые трудные для работы, требуют применения силы и чувства материала.
|