Натуральные лаки
В основе натуральных лаков лежат смолы природного происхождения, которые чаще всего вырабатывают в тропических странах: шеллак, сандарак, манильский копал и др.
Чаще всего для лакирования применяется шеллак.
Остальные смолы имеют более узкое применение, ограниченное производством музыкальных инструментов и изготовлением покровных лаков в живописи.
Покрытие, выполненное шеллачным лаком, обладает красивым мягким блеском, но не отличается особой прочностью и стойкостью к воздействиям влаги и высоких температур.
Шеллак имеет вид чешуек желтого или коричневого цвета.
Шеллачные лаки и шеллачные политуры готовят растворением шеллака в этиловом спирте. При этом для политуры берут этиловый спирт 85-90% концентрации, для лака - этиловый спирт 90-95% концентрации. После растворения смолы жидкость процеживают через редкую шерстяную ткань.
Лаки разделяют также на спиртовые и масляные.
Описанный выше шеллачный лак, относится к спиртовым, так как представляет собой раствор смолы в этиловом спирте.
В настоящее время спиртовые лаки применяются не очень часто, поскольку смолы представляют достаточно дефицитный товар, а сам процесс работы очень сложен. Поэтому от них часто отказываются в пользу более практичных нитролаков.
Масляные лаки готовят на основе льняного, конопляного, подсолнечного или тунгового масла.
В состав лака входят природные или синтетические смолы, растворенные в маслах, а также скипидар и сиккатив.
Для отделки расписанных изделий из древесины раньше использовали лак 4С (лак светлый).
В настоящее время широкое применение нашли пентафталевые лаки ПФ-231 и ПФ-283 - бывший лак 4С.
В основе лака ПФ-283 лежит алкидная смола, растворенная уайт-спиритом с добавлением сиккативов. Наносится этот лак методом распыления.
|