Народные художественные промыслы – неотъемлемое достояние и одна из форм творчества народов России.
Сохранение, возрождение и развитие художественных промыслов является важной государственной задачей.
Художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу, хранящим неповторимую особенность русского народа.
Знаменитая иконопись Холуя и искусство лаковой миниатюры известно по всей России и далеко за ее пределами.
Искусство лаковой миниатюры Холуя - самобытное и интересное направление в русском декоративно-прикладном искусстве.
О Холуйских мастерах иконописи впервые упоминается в документах 1613 года.
С 1961 года изделия с Холуйской лаковой миниатюрой со своей живописью выходят на международный рынок.
Первый заказ на лаковую миниатюру был из Лондона, затем из США, Германии, Франции, Бельгии и Италии.
Выход на международный рынок способствовал развитию искусства, поднимал престиж Русской иконописи и лаковой миниатюры, в том числе и Холуйской.
В апреле 1992 г. государственное предприятие «Художественная фабрика лаковой миниатюры» перешло в собственность работников путем приватизации и стало называться ТОО «Диплома 1 степени Холуйские художественно – производственные мастерские».
Иконопись – это искусство, проникнутое символикой и духовностью, величайшее духовное достояние народа.
Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи.
Интерес к иконописи в нашей стране огромен.
Уже много лет иконопись находится под пристальным вниманием светской науки.
Философы, историки, искусствоведы исследуют иконопись, восстанавливают биографии русских иконописцев, изучают иконописные школы и манеру живописи.
Исследователи иконописных художественных промыслов Палеха, Мстеры и Холуя указывают, что раньше всего иконописание возникло именно в Холуе.
В XVII веке Холуйская слобода была признанным центром иконописи.
Холуйская иконопись развивалась на основе традиций византийского иконописания.
Благодаря тому, что Холуй всегда был открыт окружающим переменам, здесь в течение нескольких веков складывается свой, неповторимый стиль.
Его характерная черта - особое внимание к содержательной стороне иконописного произведения.
До революции Холуй являлся последним центром, где теплились художественные традиции древнерусской живописи (иконописи).
В советское время, опираясь на художественные приемы традиционного ремесла, холуйские художники создали принципиально новое искусство:иконографические каноны, сковывавшие их мысль и волю, отошли в прошлое, и освобожденное сознание бывших иконописцев получило широкий простор для проявления творческой фантазии.
Основателями холуйского искусства миниатюры были три мастера:
С. А. Мокин, В. Д. Пузанов-Молев и К. В. Костерин.
Холуй сочетает в
своем искусстве любовь к реальным формам с повышенной цветовой
декоративностью.
Старые мастера воспитали молодое поколение
художников, продолжающих сегодня дело своих дедов и отцов.
холуйцы пишут миниатюры желтковой (эмульсионной) темперой.
Яичную эмульсию использовали как связующее вещество еще в
Древнем Египте, Греции, Риме.
|