Художественные промыслы
Богатство
народных традиций
Богатство
народных традиций
Технологии и виды росписи, декоративно-прикладное искусство
РОСПИСЬ ПО ЛАКАМ
Общая навигация
Роспись по лакам


[1] [2] [3]

Во всех трех промыслах более или менее однотипна система письма на изделиях из лакированного папье-маше.

Палешане, мстерцы и холуйцы пишут миниатюры желтковой (эмульсионной) темперой.

Яичную эмульсию использовали как связующее вещество еще в Древнем Египте, Греции, Риме.

Темпера - краска текучая, живопись ею строится на многих и очень тонких слоях, последовательно наносимых друг на друга.

Темперой пишут плавями, т.е. жидкими слоями, как в акварели, но ею можно работать и методом штрихов, пунктиров, как в пастели, и пастозными мазками, как в масляной живописи.

После высыхания темперный красочный слой обретает исключительную твердость и плотность, не вжухает в грунт и не сморщивается.

Грунтовка.

Темпера требует втягивающего грунта.

В иконописи таким грунтом являлся левкас - смесь алебастра или мела с костным клеем.

На лаковых изделиях из папье-маше роль грунта под миниатюрную живопись стали выполнять темперные белила, накладываемые в местах предполагаемой росписи в 2-3 слоя.

Палехские и холуйские художники, использующие в росписи протоки незаписанного черного лакового фона, нередко заменяют грунт белильной заливкой силуэта изображения, переведенного на черную, прочищенную под живопись поверхность изделия.

Перевод рисунка на вещь в Палехе, Мстере и Холуе производится иначе, чем в Федоскине.
Обратную сторону рисунка на тонком листе бумаги слегка протирают порошком коричневой, желтой или красной краски и, положив рисунок на коробку, аккуратно обводят его контуры тупой иглой, воткнутой в деревянную ручку-черенок: в результате на поверхности предмета остается четкий след изображения.

Эмульсии и краски.

Прежде чем приступить к живописи, мастера разводят желтковую эмульсию и ею растворяют, творят краски.

Делается это следующим образом:
разбив яйцо пополам и вылив из него белок, художник ловко выплескивает на ладонь желток, стараясь не повредить его пленки.
Осторожно перекатывая из ладони в ладонь желтковый шарик и обтирая ладони тряпкой, художник полностью удаляет с него белковую слизь, чрезвычайно вредную для живописи.
Затем желток разводится водой в специальной фарфоровой чашечке (воды надо брать не более половины объема скорлупы) и уже на этом составе творятся красочные порошки.

В прошлом в краску добавляли кваса для разжижения и сохранения ее на 5-6 дней. Теперь для той же цели добавляют несколько капель уксуса.

[1] [2] [3]




© artorbita.ru