Художественные промыслы
Богатство
народных традиций
Богатство
народных традиций
Технологии и виды росписи, декоративно-прикладное искусство
РОСПИСЬ ПО ЛАКАМ
Общая навигация
Роспись по лакам


[1] [2] [3]

От качества красочных порошков во многом зависит красота и гармония живописи.

В прошлом применяли пламенеющую киноварь, великолепные по чистоте и прозрачности ляпис-лазури - голубые краски из лазурита, медные яри - краски нежнейших фисташковых и зеленых тонов, натуральные сиены, сиены жженые, умбры, охры желтые и красные, голландскую сажу и т.д.

В живописи икон часто применялось полыхающее жаром червонное и сусальное золото, любовь к которому была воспринята от Византии.

В настоящее время палехские, мстерские и холуйские миниатюристы пользуются красочными порошками фабричного производства.

Эти порошки смешивают с желтковой эмульсией пальцем в точеных деревянных чашечках. Набор этих чашечек образует красочную палитру. Отсюда художник берет тонкой беличьей кистью специальной вязки - волосок к волоску - нужное ему количество красок, переносит их на палитру из стекла или фарфора и, составив нужный оттенок, производит роспись на коробке.

Миниатюрист никогда не позволит себе обмакнуть грязную кисть в твореную краску. До конца работы краски в чашечках остаются чистыми. Живопись. Первой стадией письма эмульсионными красками является раскрыть. Художник очень сочно, буквально наливом красок с кисти намечает основные формы изображения. Краски стекаются друг с другом, образуют мягкие переходы тонов и неожиданные цветовые нюансы. Опытный мастер умеет сохранить полученные в роскрыши живописные эффекты до конца работы над миниатюрой.

Затем следует прописка, т.е. уточнение основных цветовых тонов и конкретизация форм.

Легкими темными линиями художник очерчивает абрисы фигур, складки одежд, подробности пейзажа и архитектуры.

Светлыми красками выявляются формы предметов, темными - теневые места изображения.

Далее идут плави, или приплески, т.е. сочные мазки жидкими лессировочными красками, объединяющими роспись в некое колористическое целое.

Плави придают живописи игру бесконечных цветовых переливов.

Завершается живопись бликовкой, или, по местному выражению, насечкой чистыми белилами, при этом подчеркиваются детали изображения, передаются блики на предметах. Иногда эти блики слегка смягчаются, подкрашиваются плавями-приплесками.

В палехской миниатюре насечка производится "твореным золотом": золотые линии, штрихи и точки передают здесь причудливую, сказочную игру солнечного света, они очерчивают и проявляют объемы и детали изображения, вписанного в черную глубину лакового фона.

Орнамент.

Миниатюрная роспись в Палехе, Мстере и Холуе, как правило, обрамляется тончайшим золотым орнаментом.

Орнаментальными узорами декорируются и боковые стороны коробок.

Золотая краска ("твореное золото") приготовляется следующим способом:

листики сусального золота растираются на гуммиарабике пальцем на дне фарфоровой тарелки или чайного блюдечка. После высыхания воды, на которой разводится гуммиарабик, на поверхности тарелки оседает золотая пленка, легко растворимая в воде.
Золотом пишут от руки по прихотливой игре воображения, используя тонкую, гибкую беличью кисть.
Золотой орнамент затем слегка полируется косточкой (обычно зубом какого-либо животного), что усиливает звучание золотой краски.

Когда роспись завершена, поверхность крышки покрывается шестью слоями светлого лака 4С, после чего изделие шлифуется и полируется уже известным нам способом.

Мастера этих промыслов, сохранив самобытную и традиционную технику живописи, заимствовали у федоскинцев процесс изготовления изделий из папье-маше.

До революции Палех, Мстера и Холуй являлись последними центрами, где теплились художественные традиции древнерусской живописи (иконописи).

В советское время, опираясь на художественные приемы традиционного ремесла, палехские, мстерские и холуйские художники создали принципиально новое искусство: иконографические каноны, сковывавшие их мысль и волю, отошли в прошлое, и освобожденное сознание бывших иконописцев получило широкий простор для проявления творческой фантазии.

[1] [2] [3]




© artorbita.ru