Сочетаемость цветов
Здесь можно сказать о законе хроматического контраста, частные проявления которого нельзя не учитывать при подборе цветов.
В чем проявляется действие этого закона?
1. Восприятие цветов зависит от их окружения - цвета могут влиять друг на друга. Это общая формулировка закона хроматического контраста.
2. В том случае, когда по соседству находятся два близких по тону цвета, например, синий и сине-зеленый, оранжевый и желтый, желтый и желто-зеленый и т. п., интенсивность и насыщенность каждого из цветов уменьшается.
3. Наиболее контрастными являются цвета, которые с точки зрения расположения их в спектре являются противоположными - вспомните круг, в виде которого представляют спектр. Данные пары цветов называют также парами дополнительных цветов. Так, противоположными будут желтый - точнее желто-зеленый и фиолетовый, зеленый и красный, оранжевый и синий. Проявляется же их контрастность в том, что из-за их соседства каждый из цветов увеличивает свою интенсивность, становится более насыщенным.
Кстати, смешение дополнительных цветов в результате дает белый цвет. Но не следует понимать это буквально, так как смешение сооветствующих красок даст лишь серый цвет. При этом краска будет иметь тот же оттенок, что и одна из исходных красок, которая была добавлена в избытке. Это утверждение следует понимать в том же смысле, что и утверждение о том, что смешение всех чистых цветов спектра также дает белый цвет.
4. Будучи расположенными на цветовом фоне, ахроматические цвета, то есть черный, белый и все оттенки серого, приобреают отенок, который будет контрасным цвету фона. Так, черное пятно на оранжевом фоне приобретает сиреневатый оттенок, а на зеленом фоне оно будет казаться красноватым.
Отношение цветов в росписи может быть построено на контрасте, нюансе или тождестве, что целиком зависит от конкретной задачи. Если изделие носит исключительно декораивный характер, его цветовое решение может быть смелым. Если же оно имеет и практическое применение , цветовое решение его росписи должно быть согласовано с назначением предмета.
При работе с цветом необходимо также учиывать такие свойства, как слияние цветов на расстоянии, способность влиять на увеличение или уменьшение размеров той или иной детали, способность создавать впечатление холодных или теплых, а также влияние на цвет искусственного освещения.
При необходимости использовать два контрастных цвета и при нежелательности слишком сильного контраста между ними, последний можно смягчить, разделив два цвета узким темным или светлым контуром - в этом случае влияние контраста заметно снижается, скрадывается. Кроме того, таким образом можно повысить четкость рисунка. При этом нужно помнить, что темный контур часто создает ощущение тени, а светлый контур напоминает кант.
|