Художественные промыслы
Богатство
народных традиций
Богатство
народных традиций
Технологии и виды росписи, декоративно-прикладное искусство
Вятские народные промыслы и ремесла



рекламный блок:



Дымковская игрушка - из истории возникновения


Хранители промысла



Хранители промысла: Анна Мезрина и Алексей Деньшин.

В начале XX века возникла серьезная угроза существования промысла. Изготовление игрушки больше не приносии дохода и многие мастерицы из потомственных семей прекращали работать и уходили в поисках другого ремесла. В слободе Дымково стали изготавливать гипсовые изделия, которые пользовались большим спросом у местного населения, на ярмарках в крупных гродах. Часть игрушечниц занималась раскраской гипсовых фигурок. Только одна мастерица, Анна Афанасьевна Мезрина, продолжала по старинке лепить игрушки из глины. Творчество этой мастерицы стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц. Она обучила этому искусству и своих дочерей - Александру Ивановну Мезрину и Ольгу Ивановну Коновалову.

Помог выжить промыслу и сыграл решающую роль в судьбах игрушечниц вятский художник-пейзажист , подвижник и знаток дымковского ремесла Алексей Иванович Деньшин. С 15 лет он увлекся творчеством мастериц и разглядел в их работах настоящее искусство.Он зарисовал игрушки и изучал процесс работы, особенно ему нравилось творчество Мезриной.

После революции 1917 года Деньшим продолжа заниматься изучением и пропагандой дымковского промысла.Для привлечения внимания новых властей к этому самобытному народному искусству, художник создал рукотворные альбомы "Вятская глиняная игрушка в рисунках"(1917 год)"Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные."(1919год)"Вятские старинные глиняные игрушки."(1926год).Они вышли в Вятке и Москве небольшими тиражами и стали библиографической редкостью. В изданиях были екстовые материалы по истории промысла и зарисовки игрушек. Зарисовки были выполнены на литографских камнях и раскрашены вручную яичными красками, рисунки были точно скопированы с подлинников. Эти книги - это незаменимый материал для изучения традиций промысла.

Также Деньшин собирал и возил в музей Москвы и Петербурга коллекции дымковских игрушек. Благодаря этой деятельности вятская общественность узнала о вятском промысле. Он выжил в самые трудные времена и сарейшей мастерице Мезриной была назначена персональная пенсия в 1934 году.

В 1930 годы Деньшин вернул в промысел потомственных мастериц и заинтересовал молодых, популярность игрушки возрастала.

В 1920-1930 годы усилилось внимание Советскго гсударсва к народным промыслам, призошло расширение тематики, изменился цветовой и орнаментальный строй. В дымковской игрушке появились первые композиции, которые состояли из нескольких фигур, связанные по смыслу и объединенные цельным основанием. Таким образом с максимальной живостью отражались темы реальной жизни в жанровых сценках. Потомственные мастерицы А.А.Мезрина, Е.А.Кошкина,Е.И.Пенкина первыми встали на новый путь в творчестве.




© artorbita.ru