Традиции и современность
Дымковская игрушка в начале XXI века - явление сложное и многогранное. Для произведений современных мастерниц характерны тематическое разнообразие, повествовательность языка, яркость в цвете, тщательная проработка в деталях и орнаментах. Эту игрушку с изделиями мастериц прошлого связывает так называемая традиция , которая, сохранив основное, на протяжении XX века постоянно изменялась и развивалась.
Основная технологическая цепочка в создании дымковской игрушки - подготовка глины, лепка, сушка, обжиг, побелка, роспись, украшение сусальным золотом - осталась в принципе неизменной. Но прогресс внес в нее существенные поправки.
Современная мастерица не копает глину, не месит и не очищает ее от примесей. Все это делаю машины на одном из местных керамических производств под руководством технолога, а глина поступает в дымковский промысел готовой к работе, упакованной в полиэтилен брикетами по 5-10 килограммов. Кроме того, изменился состав побелки. До середины XX века дымковские мастерицы испоьзоваи мел, разведенный на снятом молоке, куда окунали игрушку целиком. Сегодня для беления игрушки используется сложный химический состав, который наносят кистью. Также в течение века не раз менялись краски для росписи: от самодельных - пигмент с яйцом и водой, до фабричных - казеиново-масляная и темпера ПВА, гуашь, в состав которых по-прежнему добавлялось яйцо. С появлением акриловых красок, ярких по цвету и стойких, многие мастерицы заменили ими непрочные традиционные краски "фуксин"малиновый и "розовку", а некоторые взяли в свою палитру другие цвета.В течение XXвека не раз происходила замена потали - сплав меди и цинка, на сусальное золото. Сейчас оба этих материала в арсенале мастериц. Все эти новшества каждый раз требовали корректировки цветовой гаммы на игрушке каждой мастерицы.Современные фабричные кисти разного размера и качества волоса позволили мастерице усложнить традиционный орнамент мельчайшими деталями - точки, штрихи, прямые и волнистые линии, что порой приводит к его перенасыщению.
Некоторые изменения произошли в форме организации производства. Это по-прежнему индивидуальное художественное творчество, каждая игрушка от начала и до конца выполняется вручную одним мастером, являясь уникальной. Но разница в том, что современная мастерица освобождается от всех нетворческих процессов, выполняемых другими людьми(обработка глины, изготовление побелки, обжиг), отдавая все свое время искусству создания дымковской игрушки.
Важным фактором в понятии "традиция" является механизм ее передачи ученикам. В течение XX века в промысле постепенно отошли от традиционной системы передачи опыта из рук в руки, от матери и бабушки к дочке и внучке (потомственность). Сала преобладать другая форма - наборы учениц"со стороны". Также был в истории промысла единственный опыт обучения мастериц на керамическом отделении Кировского художественного училища имени А.А.Рылова в 1980 годы. Кроме изучения ремесла, истории промысла, ученицы обучались рисунку, живописи, композиции, истории искусств.Часть современных мастериц получила образование художника-педагога в этом же училище.
Со второй половины XX века в промысле стали
складываться современные династии, исторически не
связанные со слободой Дымково.
На протяжении XX века изменился ассортимент
изготавливаемых игрушек. Современную игрушку по
назначению можно поделить на две основные группы:
традиционная по размеру, цвету и орнаменту, расчитанная
на продажу, и выставочная , где в рамках заданных
канонов чаще идут творческие поиски.
Тематика дымковской игрушки очень обширна. Каждое новое
поколение мастериц обращалось к прошлому, а также
вносило свое понимание в отражение действительности.
Можно выделить основные темы, распространенные в
дымковской игрушке: историческая, бытовая, сказочно-
былинная, литературная, музыкально-фольклорная,
архитектура, пейзаж. Все это тематическое и сюжетное
разнообразие выражается не только в круглой пластике,
но и в рельефе.
Огромное влияние на изменение традиций в дымковской
игрушке сыграл рынок, его требования, условия и вкусы
общества. В XX веке спрос на игрушку не раз испытывал
мощные спады и подъемы - сказывались катаклизмы
прошлого века (войны, политические и экономические
преобразования). Современный зритель, покупатель очень
разный по своему уровню понимания народного искусства -
от простого незамысловатого вкуса обывателя до
интелектуала-знатока - требует и разную игрушку.
Промысел - дело коллективное, где каждый является
творческой индивидуальностью и вносит свое в общее дело
его сохранения и развития.
В 2003 году мастерица Л.Д.Верещагина закончила свою
творческую работу из 120 фигур "Праздник
Преображения", в основе которой лежат реальные
исторические факты и описания Вятского женского
Преображенского монастыря. Расположив композицию тремя
ярусами, автор выделила главное:храмы, колокольню,
крестный ход. Промежуточным звеном стали сцены
монастырской жизни.
Вокруг монастыря показана обыденная жизнь
провинциального города и его жителей. Мастерице удалось
воссоздать одновременно цельную картину мира прошлого,
элементы настоящего и мечту о будущем. Изобразив
конкретный праздник Преображения Господня, храмовый
праздник данного монастыря, ей удалось заложить в
композицию и более глубокий смысл:преображение каждого
человека, нашедшего дорогу в храм, а значит, и
преображение самой жизни.
Современная мастерица, по сути, художник. Рождение
выставочной игрушки, особенно композиции, в дымковском
промысле сейчас очень напоминает рождение станкового
произведения. Свою задумку мастерица часто воплощает в
эскизах, выполненных на бумаге или глине. Затем идет
поиск вариантов решения темы в цвете, орнаменте,
аксессуарах. Мастерица ставит цель - создание
художественного образа, наиболее полно выражающего
замысел. Для осуществления своей идеи она изучает
традиции промысла в музейных коллекциях.