Художественные промыслы
Богатство
народных традиций
Богатство
народных традиций
Технологии и виды росписи, декоративно-прикладное искусство
Вятские народные промыслы и ремесла



рекламный блок:



Дымковская игрушка - из истории возникновения


О творчестве лауреатов



В 1967 году З.В.Пенкина, Е.З.Кошкина, Е.И.Косс-Деньшина, О.И.Коновалова получили звание лауреатов Государственной премии РСФСР имени И.Е.Репина "за создание образцов дымковской игрушки, развивающих традиции русского народного творчества".Кроме того, они были награждены многочисенными дипломами, почетными грамотами и медалями. Долгое время они являлись членами художественного совета промысла, принимали и оценивали изделия.

Говорят, игрушка, рожденная в руках мастерицы, пропущенная через ее сердце, удивительным образом напоминает ее внешность и характер. Эта мысль доказывается творчеством мастериц.

Так, работы Евдокии Захаровны Кошкиной, которая, по воспоминаниям всех, была доброй, спокойной, аккуратной, уравновешенной женщиной, наполнены силой и крепостью формы, добротностью исполнения. Она предпочитала традиционные сюжеты - животные, птицы, барыни, няни, мужички, в образе которых, интерпретируя на свой лад, всегда воплощала характерные черты жизни. Создавая свои композиции, Е.З.Кошкина пользовалась лаконичным художественным языком, отбрасывала лишние детали-украшательства, стремилась к симметрии, равновесию, тщательно отделывала каждую игрушку в лепке и орнаменте. Цветовая гамма, характерная для Кошкиной, также спокойна и слегка разбелена. Игрушке мастерицы присущи монументальность при среднем размере, фронтальность и симметричность.

Зоя Васильевна Пенкина начала самостоятеьно работать в 1935 году. В 1950 годы в творчестве мастерицы расширяется круг сюжетов и образов. Удивительная фантазия позволила З.В.Пенкиной создать свой образ нарядной барыни с высокой прической, "одетой"в разнообразные шляпы с украшениями, в платья с множеством оборок, расположенных ярусами, с воланами и бантиками. А ее полноправный соавтор дочь В.В.Киселева на протяжении более чем двадцати лет в каждом произведении матери выявляла главное точно подобранным колоритом.

1960-1970 годы явились периодом расцвета таланта З.В.Пенкиной.Она смело бралась за новые темы, разрабатывала их варианты. Работала Зоя Васильевна много, быстро, рассказывая в лепке руками и одновременно комментируя вслух свои композиции. Жизнерадостный, наивный характер Пенкиной, ее чувства отражались в живой трепетной глине, оставляя седы пальцев мастерицы.

В 1961 году появился у Зои Васиьевны Пенкиной ее истинный шедевр - фигура "Многодетная мать".Здесь получила развитие традиционная в глиняной игрушке тема материнства. Перед нами образ няньки-кормилицы в высоком кокошнике, в кофте с пышными рукавами, к основанию - юбке которой присоединены детские фигурки мал мала меньше. В руках она держит еще двух спеленутых младенцев. Монументальность и спокойствие наполняют эту композицию с ее удивительным ритмом в размещении фигур, соотношении масс, а также в многократном повторении округлых линий.

Ольга Ивановна Коновалова - потомственная мастерица, дочь А.А.Мезриной. Она переняла от матери основной круг традиционных образов барынь, наездников, парочек, птиц. Особенно любила передавать мастерица разнообразие характера в лепке животных - оленей, коров, зайцев, медведей, свистулек.Среди сюжетных бытовых сказочных композиций можно выделить "Катание на лодке", "Свадьба зверей", "Катание с горы","Репка","Старик с корзинкой".Она первой начала леначала лепить "Барыньку на ножках". Для игрушки О.И.Коноваловой характерны небольшой размер, стремление передать в пластике движение, разнообразие орнамента.

Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина - жена А.И.Деньшина, начала работать самостоятельно в 1940 годы.Ее творческие поиски привнесли много нового в развитие дымковского промысла. В работе над игрушкой она сразу продумывала образ с точки зрения лепки и росписи. Мастерица создала много сюжетов и композиций. Она является автором новых орнаментов из традиционных элементов: кругов и точек, прямых и волнистых линий, клеток.После кончины мужа Е.И.Косс-Деньшина долгие годы осуществляла художественное руководство промыслом.

Творческий путь старейших мастериц, созданные ими произведения, хранящиеся в музеях, да и вся их сложная, но интересная жизнь являются очень ценным и важным этапом в сохранении и развитии традиций дымковского промысла. Каждая из них это легенда, которую невозможно забыть в силу значимости вклада в общее дело. Современная мастерица, осваивая древнее ремесло, никогда не пройдет мимо их творчества. Понять суть дымковской игрушки можно, если с глубоким почтением относиться к прошлому, к судьбе и творениям предшественниц. И так будет всегда, пока жив этот древний вятский промысел.




© artorbita.ru