Художественные промыслы
Богатство
народных традиций
Богатство
народных традиций
Технологии и виды росписи, декоративно-прикладное искусство
Вятские народные промыслы и ремесла



рекламный блок:



Дымковская игрушка - из истории возникновения


В годы войны и после



Начавшаяся Великая Отечественная война нанесла большой удар возрождавшемуся дымковскому промыслу. Мастерицы остались без работы. Казалось, что в такое тяжелое время дымковские игрушки не нужны, но это мнение было ошибочным. Вскоре опимистичная дымковская игрушка вновь стаа поьзоваться успехом. В 1942 году производсво ирушек возобновили. Алексей Деньшин писал:"Дымковская игрушка являлась тогда доказательством несокрушимости русского народного духа, проявленного и в области народного изобразительного искусства. Как бодрая воинственная песня, поднимающая дух бойца в великой борьбе с кровожадным врагом, так и дымковская игрушка в эти дни играла роль какого-то светлого жизнерадостного фактора неувядаемости творческих сил народа, его гения."

В феврале 1944 года президиум Всесоюзного кооперативного товарищества "Художник" постановил: "Указать правлению Кировского товарищества, что основным видом производства Товарищества является дымковская лепная игрушка как изделие народного художественного творчества, предназначенная на экспорт. Товарищество обязано сосредоточить все свое внимание на качестве игрушки, на развитии художественно-творческой инициативы среди мастеров игрушки по созданию оригинальных образцов и на дальнейшее вовлечение новых кадров по этому виду творчества".

После победы над фашизмом, творчество мастериц возобновилось, выделялись финансы на улучшение условий их труда и на обучение молодежи.Но организационные трудности никак не позволяли решить эти проблемы. Кроме того, ушли из жизни Деньшин и старшее поколение мастериц.

В 1956 году в промысле работали восемь мастериц-игрушечниц. С конца 1950 годов в стране стали возрождаться народные промыслы. Стали интересоваться древними национальными корнями, исследовались проблемы традиций и их развития.У дымковских мастериц начался творческий взлет. Увеличился спрос на игрушку, и она стала делиться на две категории: боее традиционную и высавочную. Последнюю группу изделий делали для многочисленных художественных выставок - областных, зональных, республиканских, всесоюзных, международных и даже персональных. Пубикации в столичной и местной прессе, внимание специалистов, музейных работников делали имена мастериц знаменитыми.

Вятский художник-живописец В. Г. Харлов в 1981 году создает монументаьную роспись "Дымковский промысел", показав в ней не только своеобразие природного и исторического ландшафта города и слободы Дымково, но и портреты вятских художников и старейших мастериц, поколения молодых, пришедших в промысел, связь времен через дымковскую игрушку.




© artorbita.ru