Музыкальная керамика
Рисунок. Изготовление музыкального инструмента из глины. Художественная керамика
а - простейший глиняный свисток; 1 - клиновидная палочка; 2 - канал воздухопотока; 3 - отверстие для воздуха;
б - принцип действия резонатора звука: 1 - поток воздуха; 2 - канал воздушного потока; 3 - рассекатель воздуха; 4 - объем резонатора;
в - изготовление формы для окарины: 1 - пищик; 2 - корпус; 3 - низ; 4 - верх; 5 - перед; 6 - разрезанная форма; 7 - выборка глины;
г - изготовление пищика: 1 - рассекатель воздуха (пищик); 2 - канал воздухопотока; 3 - клиновидная палочка; 4 - острие пищика, строго соосное каналу воздухопотока;
д - расположение ладов-отверстий для выхода воздуха (I - верх: 1 - "ре"; 2 - "ми"; 3 - "фа"; 4 - "соль" (правая рука); 5 - "ля"; 6 - "си"; 7 - "до"; 8 - "фа" (левая рука);
II - низ: 9 - "ре"; 10 -"ми" (большие пальцы); 11 - выход потока воздуха при дутье; 12 - выпускное отверстие);
е - формовка окарины: I - верхняя половина; II - нижняя половина; 1 - глина; 2 - наружная форма; 3 - внутренняя часть; 4 - направляющие
ГЛИНЯНАЯ СВИСТУЛЬКА - с незапамятных времен использовалась в народных оркестрах, но еще больше известна как народная игрушка.
Глиняная свистулька - нехитрая вещь, но простота ее обманчива - заставить глину петь не так легко. Делается свистулька так. Кусок хорошо промятой глины оберните вокруг указательного пальца, чтбы получился стаканчик с толстым дном.Плоской, слегка клиновидной палочкой проделайте в дне щель, при этом палочка должна упереться в ноготь. Над ногтем сделайте отверстие. Причем стенка его, в которую бьет струя воздуха, должна быть острой, клиновидной формы.
Снимите стаканчик с пальца и, закрыв отверстие, дуньте в щель. Скорее всего, вместосвиста раздастся шипение воздуха. Для тго, чтобы глина зазвучала, попробуйте с внутренней стороны клина убрать немного глины или выровнять дно стаканчика, увеличить или уменьшить отверстие для выхода воздуха.Зазвучавший свисток можно превратить во флейту или в окарину.
ГЛИНЯНАЯ ФЛЕЙТА - более сложный инструмент. Это тот же свистк, толькобольшей длины, на его стенках должны уместиться отверстия. Глину оборачивают не вокруг пальца, а вокруг толстостенной трубки. Вначале добиваются звучания, как описано выше, а затем подбирают его тональность, выдвигая трубку из глиняного стаканчика или двигая в трубке поршень. Когда звук, издаваемый флейтой, станет приятным, свисток наращивают, облепливая трубку глиной до найденной длины, послечего трубку вынимают. В стенках инструмента проделывают отверстия для ладов(отверстий) - например, одно или два снизу и шесть - восемь сверху - их местоположение и размер подбирают по звучанию инструмента. У такой флейты звук получается резкий, высокой тональности, но очень чистый, чище, чем у деревянного инструмента.