Ручная формовка
Ручная формовка наиболее доступна для любителей, работающих в домашних условиях. Оставляя на изделии следы прикосновения пальцев, мастер увековечивает на поверхности глины тепло человеческих рук. Совсем не обязательно стремиться только к правильным геометрическим формам - они несут на себе отпечаток механической обработки. Легкая ассиметрия, получившаяся в результате ручной формовки может восприниматься как художественный замысел. Керамике присущи условность форм и обобщенность изображения.
Эти принципы лепки можно переносить и на портрет, на декоративную маску, на вазу или блюдо, на игрушку-свистульку и на окарину (духовой музыкальный инструмент).
Рисунок. Ручная лепка из глины. Художественная керамика
а - приемы лепки из жгутиков и готовые изделия; б - лепка по шаблону; 1 - шаблон; 2 - держатель; 3 - основание
Плоские изделия формуют на плите из гипса или другого материала, впитывающего влагу. Глину, хорошо размятую руками, раскатывают или набивают равномерым слоем толщиной 2-5 см. и придают ее краям задуманную форму. Отделив от плиты сырую глину полоской металла или проволкой, ее переворачивают, как пирог, подсовывают под нее один лист твердого металла, а другим накрывают. С обратной стороны излишки глины вынимают кольцевым стеком, оставляя ребра жесткости. Тут же при необходимости делают отверстия для подвески. Изделие опять переворачивают, опять укладывают на сухую плиту и приступают к отделке лицевой стороны.
Объемные изделия также можно создавать вручную, в том числе и всевозможные изделия круглой формы - сосуды, вазы, абажуры. и т.д. Например, придавая кускам глины самые разнообразные формы с помощью шаблона или же пользуясь жгутиками, которые нужно накладывать один за другим по спирали, можно получить полые сосуды с оригинальной поверхностью.