Художественные промыслы
Богатство
народных традиций
Богатство
народных традиций
Технологии и виды росписи, декоративно-прикладное искусство
РОСПИСЬ ПО ЛАКАМ
Общая навигация
Федоскинская миниатюра


[1] [2] [3]

Роспись

Для федоскинской миниатюры характерно также использование орнаментов, которыми могут дополняться изделия с сюжетными композициями.Однако нередко они используются и самостоятельно.

Орнамент носит растительный характер.

Техника его выполнения следующая.

Орнамент рисуют на поверхности при помощи смеси лака и белил, затем накладывают на рисунок сусальное золото, слегка прижимая его мягким ватным тампоном, в результате чего лишнее золото отпадает. После этого орнамент разрабатывают при помощи кисти и коричневой краски.

В федоскинской миниатюре были выработаны свои способы декорирования изделий.

Шотландка представляет собой геометрический орнамент, выполняемый на черной лаковой поверхности небольших коробочек. Он имеет вид пересекающихся прямых линий, которые образуют пересечение, отчасти напоминающее шотландскую ткань. Наносят эти линии жидкими красками при помощи рейсфедера, линейки и угольника.

Иногда этот узор выполняли посредством гравировки резцом. При этом лак прорезался до находящегося под ним листа серебра или олова. Затем линии раскрашивались лессировочными красками, в результате чего на декорированной поверхности возникла эффектная игра красок.

Сияние (цировка) - это узор из тонких линий волнообразной формы, которые расходятся от центра коробочки, напоминая тем самым солнечные лучи.

Существует 2 способа выполнения этого узора:

- нанесение на поверхность изделия жидкого лака при помощи рейсфедера и последующем накладывании на лак листа сусального золота.

- изделие покрывают черным лаком и на слой лака накладывают лист серебра, олова или мельхира. Когда изделие высохнет, его снова покрывают слоями черного лака. Затем при помощи лекала и шихеля прорезают узор.

Сканью называют наборной узор, который выполнялся по лаку с использованием деталей из серебра, мельхиора или металла в форме точек, листиков, травок, звездочек и т.д. Данный способ декорирования применялся при изготовлении изделий небольшого размера. Эти фигуры выполняются при помощи пуансона. Детали складывают в узор при помощи пинцеа. Затем изделие покрывают 3 слоями лака.

Имитация малахитового узора производилась так.

В ложке со скипидаром и маслом разводили зеленую краску, которая затем выливалась в посуду с водой. В результате перемешивания на поверхности воды образовывались разводы причудливой формы. Изделие окунали в воду и пленка приставала к нему.

Наконец, роспись под черепаховую кость представляла собой имитацию узора на черепаховом панцире. Она производилась при помощи разных оттенков краски коричневого цвета, которую наносили на предварительно выполненный желтый грунт. При этом сначала накладывались более светлые цвета, затем блее темные. Завершалась же имитация нанесением небольших черных пятен в наиболее темных местах декора.

Эту же имитацию выполняли и путем копчения сырого желтого грунта над лампадой.

После росписи изделия трижды покрывают масляным лаком, просушивая и прочищая каждый из слоев.

Шлифование осуществляют при помощи шкурок, а полирование - при помощи трепела, т.е. порошка, полученного из обожженного черепка, а затем - при помощи цигейкового меха.

Окончателная операция - вставка металлического прутика в петлю, т.е. соединение коробки и крышки.

[1] [2] [3]




© artorbita.ru