Процесс росписи
Роспись осуществляется масляными красками, причем можно использовать не только краски в тюбиках, но и баночные краски.
Разбавляют краски льняным маслом и скипидаром до очень жидкой консистенции. Это делают для того, чтобы краска не выступала на поверхности после лакирования, а сама поверхность была гладкой.
При росписи применяют в основном мягкие беличьи кисти, которые способны вбирать большое количество краски. Это необходимо для того, чтобы накладываемый мазок был долгим.
В качестве палитры применяют каменную плиту.
Как и в большинстве других промыслов, жостовская роспись осуществляется без перенесения рисунка на поверхность и использования образцов. Поэтому мастер должен обладать большим опытом работы, чтобы качество работы было высоким.
С точки зрения композиции жостовская роспись чаще использует одно композиционное решение - разделку букетом.
Рисунок. Композиция жостовской росписи
При этом букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае говорят о собранном букете.
Если цветы и листья располагаются по краям подноса, говорят о венке.
Реже на подносах изображали пейзажи.
Букет состоит из цветов, листьев, бутонов и стеблей.
Основой, композиционным центром букета, обычно выступают изображения крупных цветов, например, мака, розы, георгина или астры.
Полевые цветы вводятся в рисунок только в качестве периферийных элементов, дополняющих и обогащающих композицию.
Кроме того, в центре изделия может располагаться группа крупных цветков.
Особенность жостовских букетов состоит в том, что цветы и листья выполняются яркими - синими, зелеными, красными, желтыми красками.
Их яркость еще больше подчеркивается и выделяется из-за того, что роспись выполняется по черному фону.
Фон лишь изредка бывает другого цвета, например, зеленого или красного.
Процесс росписи распадается на 2 этапа:
замалевка и
выправка.