Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова.
Жостово стало своеобразным центром промысла лаковой живописи на металлических подносах.
Творцами красочных, в основном, цветочных орнаментов были простые русские крестьяне. Они принесли в лаковую живопись яркую жизнерадостность красок, простоту и доходчивость образов, меткость характеристик, четкость рисунка.
Главная тема украшения жостовских подносов в букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты.
Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка.
Чаще всего используется черный фон.
Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым.
В росписи как будто оживают цветы.
Современная технология изготовления подносов мало отличается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово.
Тонкий лист железа прессуется в нужной форме, для придания жесткости края подноса завальцовываются, выравнивается поверхность.
Лицевая поверхность подноса грунтуется и шпатлюется, а затем ошкуривается и покрывается черным (реже иного цвета) лаком.
Подносы просушиваются в печах при температуре до 90 градусов.
Покрытие производится трижды, после чего цветная поверхность подноса приобретает блеск.
Подготовленные от руки, без трафаретов подносы расписываются масляными красками, причем мастер-живописец работает одновременно над несколькими подносами с одинаковым орнаментом.
Вначале он делает подмалевок, затем накладывает тени, прописывает светлые места, а потом связывает крупные цветы с более мелкими элементами узора - травами, стеблями и т.п.
Декоративная живопись Жостовской фабрики характерна изображением крупных букетов цветов, гирлянд, натюрмортов. Большой цветок непременно будет иметь розовый отблеск - это традиция.
На Всемирной выставке в Брюсселе так бойко торговали подносами, что пришлось дважды досылать дополнительные партии.