Художественные промыслы
Богатство
народных традиций
Богатство
народных традиций
Технологии и виды росписи, декоративно-прикладное искусство
РОСПИСЬ ПО ЭМАЛИ
Общая навигация
Подготовка поверхности
В качестве основы для росписи эмалью берут обычно тонкие пластины, которым вручную или на штамповальных машинах придают нужную форму. При ручной обработке основы для росписи применяют техники дифовки (выколотки), чеканки и монтировки. Обязательным при этом является выколачивание металлической заготовки, в результате которой она приобретает немного выгнутую форму. Использование абсолютно гладких плоскостей недопустимо. Дело в том, что такие поверхности в процессе обжига часто деформируются, а следовательно, изделие приходит в негодность. Деформация минимальна у слегка выгнутых поверхностей.

Для эмалирования непригодны пластины, не свободные от внутренних напряжений. Не следует также использовать пластины, которые имеют равномерную толщину, а акже пластины с вздутиями и углублениями. Что касается последнего случая, то выравнивать дефекты не имеет смысла, поскольку вероятность того, что они появятся при дальнейшей работе, крайне велика. Следовательно, выправление нецелесообразно, так как в конечном счете очень редко окупается.

В качестве материала для основы целесообразнее всего использовать медь. Дело в том, что при росписи эмалевый фон покрывает всю поверхность изделия, а это означает, что использовать драгоценные металлы смысла не имеет - они дороги, а их внешние свойства, благодаря которым они ценятся в ювелирном деле, после покрытия сплошным слоем эмали будут скрыты. Следовательно, окисление меди в этом случае не страшно.

Существенным достинством меди является также относительно высокая темпераура плавления, которая составляет 1830 градусов. По той же причине можно порекомендовать использование в качестве основы пластин томпака (сплав из меди и 7-12% цинка, температура плавления - 1000 градусов.), а также никеля (1455 градусов), бронзы (1000 градусов) и железа (1535 градусов). Впрочем, два последних металла при росписи эмалью особой популярностью не пользуются, тогда как томпак находит все большее признание.

Для изделий, размер которых меньше или немного превышает 50 мм., обычно берут пластины толщиной около 0,3-0,5 мм. Если диаметр больше, то рекомендуется использовать листовой металл толщиной около 1 м.

Прежде всего, подготовка изделия заключается в очистке его поверхности от посторонних веществ, к которым относят загрязнения и оксидные пленки (последние образуются в результате воздейсвия на металл воздуха). Подготовка состоит из трех операций: зачистки на крацовочных щетках, обезжиривания и травления (или отбеливания). Если изделие обрабатывалось при высокой температуре, например, на него была напаяна скань, его следует отблеить. Некоторые из металов требуют дополнительных операций.




© artorbita.ru