Художественные промыслы
Богатство
народных традиций
Богатство
народных традиций
Технологии и виды росписи, декоративно-прикладное искусство
Типы росписи
Общая навигация
Русская деревянная игрушка
[1] [2]


В 19 веке в городе Сергиев Посад Московской губернии 80 процентов населения было связано с производством, отделкой и продажей местной игрушки, поэтому город был назван Столицей Русской Игрушки.Образы создаваемых игрушек были навеяны провинциальной жизнью и связаны с городской культурой. К традиционному сергиевскому игрушечному ассортименту относятся барыни и гусары, вырезанные из трехгранных чурок 20-40 сантиметров высоты и тщательно расписанные, фигурки «китайской мелочи», всадники и самые разнообразные солдатики. Однако специфику города определяла знаменитая Троице-Сергиева лавра, притягивающая богомольцев со всей России, и воплотившаяся в первой русской архитектурной игрушке – наборе «Троице-Сергиев монастырь».

Благодаря большому спросу на сергиевскую игрушку в начале 19 века стала складываться кооперация местных игрушечников с резчиками близлежащих сел и слобод. Так в с. Богородском, находящемся в 27 км от города, изготавливали полуфабрикат - «бельё», который привозили возами, а посадские жители расписывали. Однако уже к середине 19 столетия сложился самостоятельный художественный почерк у богородских резчиков и появилась некрашеная резная скульптура, обогатившаяся позднее приспособлениями для движения и ставшая знаменитой русской игрушкой. «Кузнецы» и «куры на кругу», медведи-плясуны и «разводы», «тройки» и «хозяйства» известны во всем мире.

В середине 19 века в Московской губ. расцвел токарный игрушечный промысел с центрами в Подольском, Звенигородском и Верейском уездах. Многоместные яйца, миниатюрные бирюльки, пирамиды, наборы песочников и кегли, шары, бочонки и чайные сервизы с самоварами – все перечислить не возможно. Каждая форма окрашивалась чистым локальным цветом и искусно полировалась на токарном станке. Равномерно положенный в процессе многократной ручной шлифовки прозрачный лакокрасочный слой позволял сохранить интенсивность окраски и выявить текстуру древесины.

В настоящее время сама профессия токаря стала уникальной, а токаря-виртуоза, подобного Ф.Е. Ромахину из д. Голохвастово, выточившего 100-местное яйцо, не сыскать. Однако традиции токарного дела продолжают в г. Климовске на предприятии «Климо», выпускающем ярко раскрашенные, забавные деревянные игрушки.

[1] [2]




© artorbita.ru