Возникла эта роспись на берегу реки Волхов. Расписывались в основном прялки. Изначально роспись не отличалась особой красочностью. Отличительной особенностью промысла был "переходный" мазок, когда один цвет переходил в другой.
В последствии с развитием промысла уже в 70-80е годы нашего века, эта роспись была художественно переработана мастерами. Стали использовать более богатую цветовую палитру, различные композиционные решения, появились новые элементы (птицы, фрукты, рыбы).
Одним из ведущих мастеров промысла является Чичерина Л.П. Еe работы хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Ниже приведены некоторые работы, сделанные этим несомненно прекрасным мастером.
В конце 80х - начале 90х роспись переживала тяжелые времена. Возникли трудности со сбытом продукции. Становилось всe меньше молодых художников. Постепенно к концу 90х ситуация изменилась. Возрос интерес к историческим корням, традиционной культуре.
Сегодня волховской росписи обучают на различных курсах в городе, а так же в Российском Лицее Традиционной Культуры г. Санкт-Петербурга.
На берегу реки Двина развивались несколько видов росписи. Они отличаются по цветовой гамме, рисунку, композиции. Северодвинская роспись отличается графичностью и яркостью. Часто используются знаки традиционной росписи: древо Жизни, птица Сирин, лев, грифон, медведь, русалка. Роспись напоминает северное лето - короткое, долгожданное, очень теплое.
В основном росписью украшались прялки. Обычно поле прялки делили на три области. Возможно эта традиция дань представлений об устройстве мира: подземный, наземный, небесный.
Со временем промыслы изменяются. Появляются новые композиции, приемы. Роспись прялок уступила своe преимущественное положение другим предметам: кухонным доскам, бочонкам, солонкам. Однако основные закономерности и традиции промыслов сохраняются.
|