Художественные промыслы
Богатство
народных традиций
Богатство
народных традиций
Технологии и виды росписи, декоративно-прикладное искусство
Типы росписи
Общая навигация
ТЮМЕНСКАЯ роспись - история возникновения

Эта роспись крестьянского дома зародилась в Тюменской области. Роспись распространена на территории от Вятки до Тюмени.

В европейской части России декоративная роспись была тесно связана с иконописью. Бытовую утварь и интерьеры в XVII в. украшали иконописцы. Тюменские росписи XVII в. неизвестны, но здесь имелись мастера по деревообработке, изготавливающие деревянную посуду и утварь, были иконописцы, которые могли их расписывать.

В сельской местности этот промысел распространился в XVIII веке, это время отличалось частыми неурожаями. В результате происходило обеднение местного крестьянства и усиливался процесс развития ремесел.

Одной из разновидностей неземледельческих занятий тюменских крестьян является кармацкое красильное дело. Специалисты предполагают, что обычай расписывать жилища ввели тюменские красильщики на рубеже XVIII—XIX вв. Представители крупных центров русского старообрядчества г. Стародуба и Вятки сохранили и развили в новых условиях самобытную культуру, в которой значительное место принадлежало домовой росписи. Косвенным свидетельством их общения с красильщиками могут служить особые приемы письма, которыми пользовались кармацкие красильщики — способ держания кисти «пенечком» и вращение ее вокруг собственной оси при нанесении разживок.

В деревне Семухино делали крестьянскую крашеную мебель, причем производство было специализированным: столяры сами не занимались окраской изделий, для этого существовали особые красильщики. К середине XIX в. расписные мебель и утварь украшали жилища горожан и дополняли красочный интерьер крестьянских домов. Расписывали вальки, трепала, сечки для рубки капусты, коромысла и ведра, сани, дуги и телеги. Среди этого обилия особенно славились верхотурские берестяные бураки (сосуды, предназначенные для переноски жидкости и питья).

Мастера пользовались местными минеральными и растительными красителями: «синей краской, схожей с брусковою», «желтой вохрой», «умрой», «землей лазоревой», «глиной белой». Цветовая гамма красителей влияла на колорит. При небольшом числе красок контрастный фон усиливал их звучание. Последующая разработка мотивов «разделками», «оживками», «приписками» расширяла градации цвета, объединяя их в сгармонированное целое.

Период наивысшего развития народного красильного дела в целом относится к 1880-1910 гг. Но уже в 1914 г. промысел приходит в упадок: заработок по случаю войны уменьшается. К 1916 г. он резко сократился.

Спад красильного дела был, видимо, в какой-то степени связан и с изменением вкусов сельского населения, шире применявшего новые способы отделки жилищ — штукатурку, оклейку обоями, побелку. Кроме того, интенсивное развитие промысла привело к снижению художественного качества росписи, объясняемому приходом большого количества недостаточно квалифицированных мастеров. Однако с 1925 до 1940 г. некоторые маляры еще ездили в глухие районы Западной Сибири.




© artorbita.ru