Тагильская роспись основана благодаря мастеру Демидову и его потомкам в 18 веке.Основанная на самобытном народном творчестве роспись называлась - горнозаводская.В то время существовала техника письма, которой расписывали шкатулки и подносы, столы и сундуки. Это и послужила своеобразным толчком для развития промысла. Тагильская живопись - это необыкновенный подносный промысел. Зародился промысел во время того, как в Россию из Европы пришла мода на лакированные изделия.
Мастерами становились крестьяне-самоучки - Яков Журавлев, Андрей Худояров с сыновьями, эти художники внесли большой вклад в развитие живописно-лакировального мастерства в Нижнем Тагиле. Также в 18 веке Демидовы основали школу художественной росписи по материалу, где преподавали лучшие в России художники - педагоги.
Бытовая утварь оформлялась яркими сочными красками в реалистической жизнеутверждающей манере. Юмор, меткая выдумка, оригинальность сделали тагильскую роспись. Широко известной в пору расцвета в национальном искусстве декоративной живописи.
Художественно - стилевые направления:
1) народные "маховоё" письмо в один мазок ; 2) многослойная роспись.
Основные мастера: Худояровы, Перезолов и Дубасниковы. Краски: травяные в отличие от минеральных слабо держали роспись на металле. Разноцветные каменья изменились в пудру, замешивались на льняном, ореховом, маковом масле с добавлением натуральных смол. После настаивания в плотно закупоренных сосудах краски разбавлялись секретной олифой и были готовы к употреблению.
ЛАКИ - родина лаков - Япония, Китай, Копал - общая название реликтовых смол ныне почти и исчезнувших деревьев тропического пояса. Он придавал лаковой плёнке прочность, влагостойкость. Секрет лака Худояровых заключался в точной дозировке компонентов: копало, льняного или конопляного масло, терпентина местных хвойных пород, растворяемых скипидаром и оптимальный температурной росписи. На востоке применялся холодный способ лакирования. Тагильчане изобрели, горячий способ при температуре t* в 300 градусов быстрого высыхания в лак добавляли окислы марганца и свинца. Лак получался бесцветным, прозрачным, что оживляло краски.
СЮЖЕТЫ РОСПИСИ - от простеньких букетов цветов к пейзажам, бытовым сценам, до античных сюжетов. Темы для письма черпались из известных картин, гравюр, народного лубка, житейских буден, праздников и окружающей природы. Своеобразие уральской росписи заключается в том, что художник берёт на кисть сразу несколько оттенков краски. С первого раза набрасывается эскиз. Затем, чтобы головки бутонов выглядели объёмными, делятся "оживка" и бликовка.почти и исчезнувших деревьев тропического пояса. Он придавал лаковой плёнке прочность, влагостойкость. Секрет лака Худояровых заключался в точной дозировке компонентов: копало, льняного или конопляного масло, терпентина местных хвойных пород, растворяемых скипидаром и оптимальный температурной росписи. На востоке применялся холодный способ лакирования. Тагильчане изобрели, горячий способ при температуре t* в 300 градусов быстрого высыхания в лак добавляли окислы марганца и свинца. Лак получался бесцветным, прозрачным, что оживляло краски.
|