Художественные промыслы
Богатство
народных традиций
Богатство
народных традиций
Технологии и виды росписи, декоративно-прикладное искусство
Типы росписи
Общая навигация
Русская деревянная игрушка
[1] [2]


С давних времен известна на Руси деревянная игрушка. Еще раньше 9 века у восточнославянских племен с реки Волхов были в обращении такие игрушки. Во второй половине 19 века в селе Лысково Нижегородской губернии делали коньки-каталки. Коньки были выполнены из плоских дощечек и поставлены на две пары колес. Также изготавливали коней с круто изогнутой шеей, корпус коня передавался энергичными широкими линиями. Засчет яркой раскраски и геометризованной орнаментальной разделки они очень декоративны. Кони, бабы и птицы были первыми игрушками, затем традиционные образы, дополнялись, превращаясь в коней-каталок и запряжек, барынь и матрешек, самых разнообразных птичек, курочек и петушков.

Самая древняя образная структура осталась в плотницких игрушках Русского Севера – Архангельской и Вологодской областей. Это – куклы-«панки», кони-поползухи, каталки - «каретки» с двуглавыми кониками, щепные птицы, погремушки - «шаркунки».

Для производства игрушек были нужны навыки многих профессий ремесленников - мебельщиков, денечников («денце», «донце» - часть прялки), веретенщиков, ложкарей. Они привыкли работать с доской и с небольшой чуркой – «баклушей». Изготовив игрушку, ее окрашивали в яркие цвета, чтобы придать изделию красивый законченный вид. На берегах Волги и вблизи больших городов центральной России деревянные игрушки назывались «щепным товаром» и «топорщиной».

В каждом центре Поволжья игрушки расписывались на свой лад. Рисунок росписи федосеевских «баляс» - кудреватые «вилюрки»: цепи завитков, которые образуют стебли и окружают венчиком бутоны и чашечки цветов. В селе Полховский Майдан и в деревеньке Крутец расписывают анилиновыми красками по крахмальному грунту с последующей лакировкой озорные майданские «тарарушки»: грибы-копилки, яйца, цилиндрические коробки, яблоки-укладки, свистульки-птицы и матрёшки. Узоры наносят пером черной краской, располагая внутри контуров пятна чистого яркого цвета. При этом роспись великолепно увязана с формой, её композиция строится так, чтобы подчеркнуть криволинейную поверхность предмета.

[1] [2]




© artorbita.ru