До середины 18 века Гжель изготовляла гончарную посуду, а так же кирпич, гончарные трубы, изразцы, примитивные детские игрушки, вообщем, полезные и нужные в быту вещи.
Во второй четверти 19 века — золотой период художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях.
Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали составы материалов.
Называли её ещё «чёрной». Но в XVII веке был налажен выпуск «муравленой», политой глазурью посуды, придававшей изделию прозрачный цвет, а наличие специальных добавок позволяло получить зелёные и коричневые тона.
В XIX столетии мастера Гжели открыли для себя новый материал и новую технологию. Теперь они выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в синий цвет.
Гжелью занимались трудовыми крестьянскими династиями. Гончарство – тяжелый труд.
Императорский двор заказывал у крестьян фарфор и за хорошую работу умельцев награждали серебряными медалями и нарядными кафтанами.
Гжельские сервизы разделялись по количеству предметов, о многом говорило их название, например, знаменитый «Гурьевский» на 150 персон, «Тет-а-тет» на двоих, «Эгоист» - для одного себя любимого.
После Октябрьской революции, в 1918-1919 гг.,семь самых производительных и крупных заводов стали государственными.
В середине XX века в Гжели началось восстановление промысла.
В 1940-х годах здесь находилась половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
|