Прежде всего изготовлять изделия, предназначенные для росписи под Хохлому, необходимо из березы, липы или осины. Они должны быть тщательно просушенными. Если не обеспечить их сухости, то масло не соединится с поверхностью древесины, что приведет к порче лаковой пленки в процессе закалки - она покроется пузырьками. Кроме того, недостаточно просушенное изделие при закалке иногда растрескивается.
Рисунок. Последовательность выполнения орнаментальных полосок - хохломская роспись
В процессе закалки меняется цвет лака, вследствие чего существенно меняются и цвета красок, использованных в росписи. Этот эффект нужно учитывать, но его не следует бояться. Дело в том., что лак уменьшает резкость всех контрастов, придавая красному и желтому цвету теплые оттенки, немного коричневый оттенок черному и смягчая зеленый цвет. Именно благодаря этому эффекту достигается специфический вид хохломской росписи.
После грунтования, которое нужно проводить с использованием вапа или специальных термостойких грунтовок, изделие пропитывают льняным маслом, которое создает на нем водонепроницаемую пленку. Для этого берут полотняную ткань, пропитанную маслом, и натирают ею изделие. Затем изделие выдерживают не более часа, давая маслу пропитать древесину, и протирают его чистой тряпкой, чтобы снять излишки масла. В конце процесса изделие сушат при температуре 180 градусов в течение 4-5 часов.
После сушки изделие шлифуют и шпаклюют, заделывая небольшие погрешности и дефекты.Традиционно применяют шпаклевку, приготовленную из вапа, замешанного на олифе. Готовят ее так. Глину высушивают и просеивают через мелкое сито. Затем в нее добавляют олифу в таком количестве, чтобы получилась очень густая масса, по консистенции близкая к пластилину.