Кусочки этой массы прикладывают к местам, на которых расположены дефекты - трещинки, сучки и т.д., и придавливают их пальцем. Излишки шпаклевки удаляют, а обработанные места протирают влажным тампном.
Затем изделие просушивают в сушильном шкафу и покрывают натуральной олифой. Варят олифу из конопляного или льняного масла. Вот один из рецептов - рецепт марганцевой олифы. Льняное масло нагревают до температуры 140 градусов, добавляют в него 2% окиси марганца и помешивают в течение часа, постепенно повышая температуруо 160-170 градусов. Когда раствор остывает, его отставляют и выдерживают 3-4 дня, то есть до тех пор, пока олифа не будет готова.
Рисунок. Орнаментальные полосы - хохломская роспись
Олифу наносят на ладони, растирают и протирают ладонями поверхность. Второй раз изделие олифят спустя 2-3 часа, после его просушивания при комнатной температуре. Если, например, оно сделано из сины, которая, как известно, впитывает много масла, данную опереацию обычно повторяют третий раз.
Покрытые олифой ложки выдерживают несколько часов при комнатной температуре, а затем сушат при температуре 80-90 градусов до тех пор, пока не образуется блестящая пленка.
Рисунок. Орнаментальные полосы - хохломская роспись
После олифовки изделие лудят. Сущность лужения состоит в покрытии изделия алюминиевым порошком, который придает изделию металлический блеск. На промыслах для этой цели используют тампоны, к рабочей части которых пришивают кусок овчины с коротко постриженным ворсом. Вместо овчины используют также любой другой натуральный мех.
После всех этих операции изделие можно расписывать. Необязательной операцией отделки перед росписью является лакирование. Его применяют тогда, когда хотят добиться еще более теплых оттенков, то есть усилить характерную мягкость хохломской росписи.