Посадка мастера отличается от обычной посадки, используемой при других разновидностях росписи. Мастера при выполнении росписи на хохломских промыслах никогда не работают за столом. Они сидят на достаточно низкой табуретке, чтобы колени находились на чуть более высоком уровне, чем это бывает при обычной посадке. В процессе росписи изделие упирают в колени. Локоть должен быть четко фиксирован, не двигаться или двигаться в минимальной степени, тогда как кисть руки может свободно перемещаться в любом необходимом направлении.
Рисунок. Травка - хохломская роспись
При своении техники хохломской росписи начинать можно с обыкновенной бумаги, затем переходить к росписи на стекле и только потом - к росписи несложных изделий.
Кисть в процессе росписи держат большим, указательным и средним пальцами, собирая их в щепоть. Другими словами край черенка кисти кладут на указательный и средний пальцы и прижимают большим пальцем. Держать кисть следует у самого основания. Допускается для облегчения работы опирать на изделие мизинец.
Роспись под Хохлому осуществляется в двух самостоятельных стилистиках - фоновом и верховом письме. При фоновом письме роспись осуществляется на черном или цветном фоне, а основным цветом орнамента является золотой. Для верхового письма характерно нанесения орнамента на металлизированную поверхность.
Рисунок. Травный кустик - хохломская роспись
Последовательность работы при фоновом письме в общем виде следующая. Сначала поверхность лудят и наносят на нее основные, наиболее крупные контуры орнамента, которые затем постепенно разрабатываются, обогащаясь деталями.