Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной
деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева,
кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что
придавало ему золотистый цвет.
В настоящее время в целом технология и техника мезенской
росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще
стали применяться кисти.
Рисунок. Уточка и лебедь - мезенская роспись
Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от
старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась
только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются
женщины.
В Северодвинске, Архангельске и других местах сейчас широко
развернуто производство сувениров в мезенском стиле.
Роспись
хороша, но характер ее несколько иной, уходит графичность.
Такая строгая раньше, сейчас она приобретает смягченные черты.
Это связано с тем, что четкий перьевой контур все больше
заменяется мягким кистевым.
Рисунок. Элементы росписи - мезенская роспись
Во многих случаях капелька сменила
штрих, графическая скобочка превращается в мягкую дужку, фигуры
коней рисуются мягкими широкими движениями кисточки. Из мужской
росписи охотников, рыболовов и оленеводов она становится все
больше женским искусством.
Рисунок. Бёрдо - мезенская роспись
Это решетка, состоящая из ряда клеток (от 2 до 4) в один или два ряда, в окружении уточек.
Сверху и снизу от бёрдо идут геометрические ленты ("поля").
Обычно одна из лент направлена вертикально, а другая - горизонтально.