Возникновение и распространение росписи связано с миграцией русского населения на Урал, пик которой, особенно у старообрядцев, пришелся на XVIII—XIX вв.
Освоение новых мест, отсутствие помещичьего землевладения, стремление к лучшей жизни сделали людей более деятельными, сметливыми, переимчивыми.
Несмотря на жестокую эксплуатацию рабочих и приписных крестьян заводов, простой люд жил здесь лучше, чем в центральных губерниях.
Среди поселенцев было немало красильщиков и маляров. Профессии эти ценились еще с древности, всегда относились к творческому труду.
Народные художники красили на ярмарках торговые ряды, лавки, балаганы, царские палаты, хоромы бояр, дома богатых людей. В России живописные промыслы были широко развиты.
Например, в д. Кокшарова Тугулымского района проживала династия иконописцев-старообрядцев Довольновых: Марк Варфоломеевич, Тимофей Варфоломеевич (1872-1936), Нисифор Маркович (1903-1962). Помимо иконописной работы, росписи церквей и часовен, они занимались декоративной росписью бытовой утвари и интерьеров.
Были случаи, когда в росписи культовых построек участвовали красильщики. Но немногим доверялась эта работа.
Известно, что красильщики расписывали травным и цветочным орнаментами деревянные церкви.
Крестьяне охотно соглашались расписывать свои дома.
Роспись отражала их кровную связь, единство с окружающей природой, их радостное, оптимистичное мироощущение, народную мечту о красивой райской жизни и стремление у себя в быту устроить красочный эдем при жизни, не дожидаясь обещанного церковью рая после смерти.
Число красильщиков-живописцев стало увеличиваться.
Здесь было большое поле для деятельности, возможности хорошего заработка.
|