Художественные промыслы
Богатство
народных традиций
Богатство
народных традиций
Технологии и виды росписи, декоративно-прикладное искусство
Типы росписи
Общая навигация
ТЮМЕНСКАЯ роспись - красильщики
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]


В домовых росписях соблюдается уходящая в глубокую древность символика правого и левого: левая сторона соотносится с женским началом, правая — с мужским. В композициях, где с древом жизни сочетаются парные изображения птиц, как правило, справа помещают филинов, павлинов, петушков, а слева — их подруг. Если рисуют зверей и животных, то символ женского начала — лошадь — располагают слева от растительной формы, а мужского — чаще хищного зверя типа льва — справа. В том случае, когда центром композиции становился красный угол, справа от божницы можно было увидеть павлина или фазана.

Хотя птицы кармацких росписей имеют признаки существующих в жизни пород, в большинстве своем они относятся к персонажам сказочным, таинственным и магическим, обещающим благополучие и защиту. Вместе с тем птица является олицетворением человека, а две — символом супружеской пары.

Чтобы отразить сущности изменяющегося мира, зрительный ряд стенописей пополнялся новыми мотивами. Фигурки людей явились свидетельством изменения художественного мышления крестьянства. В росписях начала XX века присутствуют фигурки людей, иногда сопровождаемые надписями «барыня», «купец», парочки или целые сцены — поездка на санях, марширующие солдаты с офицером. В 1904 году мастер И. Востроев в одной из деревень Ирбитского района отразил русско-японскую войну. На стенах подпорожья около громадных деревьев рядом с мирными деревенскими сценами и непременным чае-питием, на котором присутствует рассказчик-солдат, он написал батальные сцены, иллюстрирующие повествование этого солдата о военных подвигах.

У кармацких красильщиков более широкая тематика — от древнерусской (старообрядческой) птицы сирин до павлинов, верблюдов и прочих экзотических птиц и зверей, а также всадники, солдаты и повествовательные сцены. Если в изображении птиц и животных видна не только профессиональная выучка, но и глубокая традиция, то исполнение фигурок людей и сюжетов, таких, как «чугунка» (железная дорога), отличалось примитивностью.

На примере домовых росписей раскрывается глубокая содержательность этого вида народного искусства. Уходящая в далекую древность, основанная на мировосприятии крестьянина, нашедшая яркое выражение в творчестве народных художников, она поражает упорядоченностью и логичностью проявлений, сохранению единства стиля в рамках всего региона.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]




© artorbita.ru