Тюменская роспись отличается особой техникой двухцветного мазка с белильной разживкой, густым неразбавленным цветом красок и радостным колоритом. Ведущая роль отводится цветному фону, который позволяет достигнуть особой звучности всей росписи при малом количестве красок и небольшой яркости отдельных цветов. Этому же способствует композиционный прием — обрамления живописного поля рамкой контрастного цвета, например оранжево-красного и кобальтово-синего, киноварно-красного и голубовато-зеленого, коричневого и синего.
Основные мотивы росписи — цветы, ягоды, бутоны, фрукты и листья. Реже встречаются изображения птиц, животных и человека. Размеры мотивов разнообразны: ягодка может быть от 1 до 4 см в диаметре, цветок — от 3 до 14 см. В композициях существует определенное соотношение элементов: ягодка, как правило, составляет четвертую часть диаметра цветка, лист — половину. Приписки и травки играют вспомогательную роль, объединяя мотивы в компактные букеты, венки или гирлянды, связывая изображение и плоскость в единое целое.
В росписи используются кисти беличьи, колонковые и синтетические, а по форме — круглые и плоские. Для приписок и травинок берут круглые художественные беличьи кисти с достаточно длинным волосом. Для разживки лучше брать плоские кисти: беличьи №4 и выше, для больших панно и стеновых росписей — колонковые и синтетические № 6 — 16. Для лакирования используют краскораспылитель или широкие плоские синтетические кисти, чтобы не допустить образования пузырьков на поверхности лака.
При покупке первоначальный отбор кистей проводят по внешнему виду, обращая внимание на длину, густоту и аккуратность пучка волос кисти, теребят ворс — проверяют, чтобы он не лез и крепко держался в металлической гильзе. Затем обмакивают кисть в воду и стряхивают лишнюю. Кисточка должна напоминать по форме каплю.
Если нет плоской кисти нужного размера, ее можно получить из круглой, сдавив плоскогубцами металлическую гильзу с боков. После этого смачивают волос кисти маслом и проглаживают его на разогретом шпателе или мастихине с двух сторон, добиваясь плоской формы. Для получения нужной температуры шпателя достаточно нагреть его одной спичкой. Если при обработке кисти на шпателе вокруг ее волосков кипит масло, немного остудите металл: иначе могут подгореть тонкие кончики волосков кисти и она будет испорчена. Этот прием помогает восстановить форму кисти, испорченную неправильным хранением.
После работы волос кисти промывают в скипидаре, тщательно протирают чистой тряпочкой и помещают в плоскую емкость с растительным маслом. Для длительного хранения кисточки дополнительно промывают теплой водой с мылом. Намыливание нужно повторять до получения обильной белой пены.
Палитрой может служить кусок стекла размером 200 х 400 мм, края которого обтянуты изоляционной лентой или обработаны мокрым наждачным бруском. Для подготовки красок нужен мастихин или шпатель.
|