У мастера в ходу были каменная плита и курант-пестик для растирания красок; круглые щетинные, «величиной с кулак», кисти для малярной «покраски»; тонкие кисти для росписи (те и другие, как правило, самодельные); для нанесения подмалевка использовали заячью лапку и пальцы; для графических разработок — гусиное перо, тонкую кисть.
Гамма росписи была ограничена несколькими цветами: красным, желтым, синим, зеленым, изредка — темно-коричневым и фиолетовым. Обязательны были белый и черный: первый — для моделировки форм, второй — для приписок, графических элементов.
Техника росписи отличалась простотой. После предварительного определения размера мотивов и композиций делали подмалевок основных пятен — цветов, бутонов, листьев — последовательно, от более крупных к мелким. Затем производили их моделировку, во время которой одни, в соответствии с замыслом, превращались в цветы, другие — в бутоны и листья. Моделировку делали белилами, если подмалевок цветной, или какой-либо другой краской, если он белый. Обмакнув конец кисти в краску нужного цвета и, вращая ее вокруг оси округлым мазком, за одно движение преобразовывали подмалевок в ягодку или лепесток цветка. Благодаря этому приему, сохранявшему и развивавшему традиции травных росписей XVII-XVIII вв., получались мягкие переходы от цвета к цвету.
Чтобы написать цветок, сначала наносили красное пятно, потом по его краю белый цвет кромкой кисти. Вокруг подмалевка могли быть коричневые зубцы, а в середине одновременно белой и красной красками делали несколько радиальных мазков. «Надергать в серединку», — говорили мастера. Яблоко представляло собой округлое пятно белой краски, обведенное красной. Листья — зеленые, если фон красный или голубой, при белом фоне — желтые и красные. По их поверхности проводили белые жилки. В тех местах, где нужно было быстро заполнить плоскость, писали «царские кудри».
|