В процессе развития скорописи моделировку «белильными которого белила брали на край кисти, предварительно обмакнутой в краску другого, основного, цвета. Кистью проводили таким образом, чтобы оживками», свойственную народным росписям, заменили «разживками» или широко распространенным вариантом этого приема — «разбелом», во время белила шли по внешнему краю мотива. Благодаря постепенному переходу к белилам чистые, не всегда гармонизированные цвета смягчались, происходило объединение живописной поверхности. Заканчивали роспись приписки и травки, разбивающие четкие контуры форм, повышающие орнаментальность мотивов и связывающие их с фоном.
Построение композиций основывается на системе модулей, каковыми являются естественные мерительные инструменты маляра — кисть руки (ее ширина), палец (его толщина). Они тесно связаны с модулями крестьянского жилища и традиционной утвари (пядь, локоть). Типичное соотношение элементов цветок — лист — ягодка равно 1:2/3:4- Такое построение дает типичную для народного искусства крепость форм и пропорциональных членений. На простенках красного угла, двери, голбце писали древо жизни, на стенах подпорожья, красного угла напротив входа, кутного угла, дощатой перегородке — «сады», разрастающиеся кусты или ветки, на потолке и полатях — уравновешенные композиции с кругом в середине и группами цветов по углам, на узких и длинных деталях (брусе полатей, матице) — гирлянды. Выделяя изобразительными средствами конструктивно важные части интерьера, мастера тем самым выявляли их функциональность.
Отделка жилища масляной краской была дорогой. Окраска всего дома могла стоить от восьмидесяти до ста пятидесяти рублей, а комнаты — пятнадцать — тридцать рублей (для сравнения: корова стои¬ла пятнадцать — двадцать рублей, пуд зерна — тридцать пять — сорок копеек). Мастера красили все: от крестьянской утвари до строений железнодорожных станций, но росписью украшали дома, мебель, сани, дуги.
|