Художественные промыслы
Богатство
народных традиций
Богатство
народных традиций
Технологии и виды росписи, декоративно-прикладное искусство
Типы росписи
Общая навигация
ТЮМЕНСКАЯ роспись - красильщики
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]


Геометризованной окраской, как правило, изнутри выделяли важные части интерьера: двери, окна, обвязку печи с голбцем, встроенную мебель, благодаря чему они становились эмоциональными акцентами жилища. Особо выделяли двери и окна: если стороны косяка, обращенные в проем, были синими, то смотрящие в избу — красными, наряду с этим на профилированные края досок дополнительно наносили чередующиеся цветные отводки. Благодаря таким несложным приемам достигалось единство цветового решения всего интерьера.

Все деревянные поверхности внутри дома при этом окрашивали одним цветом, чаще — оранжево-красным, а другим, контрастным к нему, например, сине-голубым, делали обрамления. Народные декораторы тонко чувствовали характер отдельных помещений. На светлом дереве крыльца выделялась оранжевая дверь с радужным кругом и голубовато-синими наугольниками.

Основная ячейка русского крестьянского жилища любой планировки делится на рабочую зону с печью и зону обрядовую, праздничную — «красный», или передний, угол. Объем помещения расчленяется на ярусы, все вертикальные плоскости разделяются на три самостоятельные полосы. За порогом окутывал серебристый полумрак сеней, где преобладали глухие тона — на синем фоне коричневое кружево веток. Входную дверь в избу по традиции украшали композицией с древом жизни. Несмотря на появление в декоре более позднего времени злободневных сюжетов, например, изображений солдат и казаков на лошадях, древо всегда сохранялось. Нижний ярус отсекается от объема клети уровнем, очерченным обегающими стены лавками; средний расположен между лавками, полками-полавочниками и ограничивающими его полатным брусом и полкой-грядкой. К верхнему ярусу относится все остальное пространство до потолка. Нижнему ярусу отводится зона высотой до полуметра, верхнему — все, что выше роста человека, наиболее обжитая сфера — средний ярус.

Весь нижний ярус избы разделывали «под мрамор», позднее — «под кирпич», а на светлых поверхностях верхнего яруса располагали круги и венки, поэтическое воплощение неба и солнца.

Красный угол от середы отделяли перегородкой, на которой среди растений рисовали часы, показывающие послеобеденное или вечернее время. Середа — место работы женщины-стряпухи. Это единственное в избе место, где роспись не так заметна.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]




© artorbita.ru