Противопоставление красного и синего мастера использовали совершенно сознательно для достижения большей звучности всей росписи. Вместе с тем такое противопоставление приобретает роль метафоры. Символ цветущего сада — древо с цветами и плодами — окружен синим океан-морем. Синий цвет выступает в росписи символом воды, водной стихии. Солнечным желтым цветом художники славили хлебосольство и гостеприимность хозяйки, изумрудно-зеленым выражали надежду на плодородие земли и хороший урожай.
Основу росписи среднего яруса составляет растительный орнамент. Главными его формами являются древо, куст, букет, нередко поставленные в вазу. Расположенные в центре панно, они образуют и смысловой центр композиции. В их построении соблюдаются общие принципы — симметричность и ярусность. Чаще всего они бывают в три - пять ярусов. В центре каждого из них по оси симметрии на воображаемой линии ствола расположена раскрытая многолепестковая розетка, окруженная листьями и ягодками. Стебель фигурирует или в виде разветвленного основания — корня, или плавно расходящихся в стороны закрученных веток. Иносказательность изображений раскрывает свадебная песня, в которой детей сравнивают с цветами, мужа и жену — с павлином и павою.
Растительный орнамент типовых панно домовых росписей дополняют вазы, птицы, звери и фигурки людей. Рисованные птицы обитают в сказочном пространстве. Красное поле живописных панно одновременно земля и воздух, поэтому они, можно сказать, ходят по этой земле и порхают в пламенеющем, окрашенном солнечной зарей свете. Они могут парить над многоярусным букетом, поставленным в вазу, сидеть на вершине цветущего дерева, располагаться по сторонам ствола у корня. Симметричная композиция, состоящая из дерева с парными изображениями птиц, свидетельствует о глубокой традиционности ее содержания, заключающегося в пожелании благополучия. Золотые птицы на белых закрученных ветвях верхнего яруса древа в соседстве с круглым, окруженным сиянием цветком встречаются уже в росписях 1870-х гг. Такая композиция — изображение солнца с его золотыми вестниками, написанная на входной двери, — видимо, тоже выполняла благопожелательную функцию.
Птица на дереве — древний мотив, имеющий прочную связь с образами, оказывающими значительное влияние на жизнь человека, и, прежде всего, с солнцем. Некоторые птицы размещены в верхней части среднего яруса и в верхнем ярусе. Чаще всего здесь встречаются петушки и курочки, написанные в быстрой, маховой манере в два-три цвета. Петушка с распущенным хвостом и небольшим хохолком кармацкие мастера рисовали с одной стороны куста или дерева, а курочку — с другой. Они могли быть белыми, коричневыми, голубыми, золотистыми, черными и красными. У них сходная поза и роднящие очертания —для них уверенными мазками, крыло плотно прижато к туловищу. Ничто не выходит за пределы четко очерченного силуэта. Все это придает фигуркам ясно выраженное движение, уравновесить которое можно только их симметричным расположением.
|