Художественные промыслы
Богатство
народных традиций
Богатство
народных традиций
Технологии и виды росписи, декоративно-прикладное искусство
Типы росписи
Общая навигация
ТЮМЕНСКАЯ роспись - красильщики
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]


При всем многообразии видов птиц все они восходят, видимо, к двум типологическим разновидностям: птице поющей и птице клюющей. Задорно вздернутая головка, раскрытый клюв характерны для поющих птиц. Опущенная вниз головка, близко расположенные ягодки — признаки птицы клюющей. В народных песнях она трактуется как выражение любви парня к девушке, жениха к невесте. Довольно интересна разновидность поющих птиц, из клюва которых как бы вылетают пунктирные линии или ряды точек. Вероятно, таким образом изображены издаваемые звуки (так же на одной из росписей передан звук паровозного гудка).

Следует заметить, в красном углу, под иконами, птиц не рисовали. Здесь помещали торжественную, но в то же время сдержанную роспись: клюющего петушка в сочетании с написанными на стенке голбца с одной стороны древа жизни: круглая головка, вытянутые шея и туловище, чуть опущенный хвост, раскрытый клюв, круглый глаз, напряженно согнутые лапки нанесены темными мазками.

Обобщенный образ птицы, символ счастливой жизни, воплотился в довольно широком круге персонажей: динамичных петушке и курочке Сибири и Урала, лирической жар-птице Прикамья, пышных, торжественных павлине и паве Среднего Урала. Если в росписях Сибирского Зауралья, в зоне влияния кармацких мастеров, преобладали петушки и курочки, то в стенописях Прикамья и Верхотурья, где работали вятские красильщики, помимо жар-птиц часто встречались совы и филины. Нужно отметить, что изображения этих птиц в других видах народного искусства крайне редки. Они известны пока только в строчевой и зо-лотошвейной вышивке XVIII—XIX вв.

В стенных росписях совушки, как правило, встречаются в классической композиции с древом, где они сидят на верхушке в паре с той или другой птицей, в зависимости от района бытования.

Тоже охраняют покой, но то, что их две и написаны они в сочетании с парой голубей у изголовья Изображения совы и филина, написанные на ставнях, дверях, над ними, видимо, выполняли охранительную функцию. Иной оттенок эта пара приобретает на цветущем древе в подпорожье, у ног кровати хозяев. Здесь они, придает им дополнительный смысл — пожелания блага супругам.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]




© artorbita.ru